Экология и ТКО

В Магаданской области построят комплекс по обращению с отходами

В Магаданской области построят комплекс по обращению с ТКО на основе концессии

Сергей Носов и Денис Буцаев (Фото: пресс-служба ППК РЭО)

Сергей Носов и Денис Буцаев (Фото: пресс-служба ППК РЭО)

Планируется, что мощность объекта составит 55,4 тыс. тонн в год.

Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев и губернатор Магаданской области Сергей Носов в рамках рабочей встречи обсудили создание в регионе комплексного объекта по обращению с отходами мощностью 55,4 тыс. тонн в год.

«Вместе с руководством Магаданской области консолидировали усилия для того, чтобы создать объект ТКО. Для региона это очень важный и нужный проект, и поскольку он финансовоемкий, то для его реализации потребовалось заключение концессии. При этом РЭО в качестве займа готов выделить на строительство до 95% от суммы необходимых инвестиций. Объект обеспечит обработку и утилизацию почти всей массы отходов, образующихся в регионе», — сказал генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

Как отметил губернатор Сергей Носов, в данный момент разработана проектно-сметная документация, пройдена государственная экологическая экспертиза. Следующий этап — прохождение государственной экспертизы.

Проектная мощность сортировки на объекте составит 55,4 тыс. тонн в год, утилизации — 22,5 тыс. тонн в год. Плановый ввод в эксплуатацию объекта намечен на 2027 год.

У правительства возникли вопросы к мусорной реформе

Помимо качества работы региональных операторов стоит проблема нехватки инфраструктуры и контейнеров

Юлия Малева

В некоторых регионах, по оценке Патрушева, мусорная реформа «откровенно буксует»/ Кирилл Каллиников / РИА Новости

Спустя пять лет после запуска мусорной реформы в 2019 г. осталось еще «немало сложностей», которые предстоит решить: например, у правительства есть вопросы к качеству работы региональных операторов по вывозу мусора. Об этом профильный вице-премьер Дмитрий Патрушев заявил на пленарном заседании Российского экологического форума.

Он отметил, что проблемы фиксируются в части собираемости платежей с граждан, нехватки техники и контейнеров и качества работы региональных операторов по вывозу мусора. «Все это [плохая собираемость платежей, нехватка контейнеров и техники, а также некачественная работа региональных операторов] в конечном итоге приводит к тому, что люди до сих пор могут видеть невывезенный мусор у себя во дворах. А это не перекроет никакие наши с вами отчетные показатели», – подчеркнул он. В некоторых регионах, по оценке Патрушева, мусорная реформа «откровенно буксует». «Отмечу, что будут проанализированы абсолютно все субъекты и деятельность каждого регионального оператора», – заверил он, добавив, что для нормального функционирования отрасли по обращению с отходами «еще очень многое необходимо сделать».

Предшественник на посту вице-премьера, курирующего мусорную реформу, Виктория Абрамченко (в сентябре стала вице-спикером Госдумы) в ходе публичного отчета Российского экологического оператора (РЭО) 17 апреля, напротив, позитивно оценивала промежуточные итоги мусорной реформы. Например, она заявила, что, «несмотря на санкционное давление и объективное сокращение объемов господдержки, удалось создать 250 объектов по обработке и утилизации отходов. Это позволило увеличить долю отходов, направляемых на обработку, с 7 до 53%».

Что же касается ситуации с собираемостью платежей, гендиректор РЭО Денис Буцаев дал ей иную оценку: по стране она достигла в среднем 93% и позволяет говорить о том, что «проблема с финансовой стабильностью отрасли с точки зрения платежей решена».

13 сентября представитель Минприроды сообщил «Ведомостям», что в ряде регионов есть сложности с работой регоператоров и совместно с субъектами вырабатываются механизмы для их решения. По данным РЭО за 2023 г., в антирейтинг регионов, где жители недовольны вывозом мусора, вошли Забайкальский край (50% опрошенных недовольны), Астраханская область (55%), Хакасия (58%), Орловская область (60%), Республика Алтай (61%), Карачаево-Черкесия (67%), Еврейская автономная область (67%).

Сложности с вывозом мусора могут возникать, в частности, из-за разногласий регоператора и владельцев полигона, рассказала «Ведомостям» член комитета по природопользованию Совета Федерации Ольга Епифанова. «Например, владелец полигона изменяет или сокращает время приема твердых коммунальных отходов (ТКО) – графики вывоза мусора срываются. В итоге заложниками подобных «разборок» между коммерческими структурами становятся люди», – пояснила она. Необходимо сделать отрасль по обращению с ТКО более прозрачной, чтобы таких ситуаций не возникало, подчеркнула Епифанова.

Ситуация с регоператорами нестабильна: многие из них банкротятся или меняются, отмечает зампред комитета Госдумы по экологии Георгий Арапов («Новые люди»). «Необходимо пересмотреть комплексный подход, который не удалось реализовать полностью в рамках прошедших реформ», – считает он. В случае если при взаимодействии с регоператорами будет делаться акцент только на наказания, то это может привести к ситуации, когда мусор в городах будет копиться, а организаций для его вывоза нет, опасается депутат.

Региональные операторы – это инструменты реализации мусорной реформы: если они плохо работают, значит, либо требования к ним недостаточные, либо они поставлены в условия, в которых не могут нормально работать, либо нет должного контроля, говорит генеральный директор «ЭКО Технопарк» Сергей Завьялов. «Это системные ошибки, предусмотреть и исправить которые должны архитекторы реформы», – резюмировал эксперт. Для видимых улучшений в отрасли требуется привлечение квалифицированных управленцев, способных внедрить системные изменения в организацию процесса обращения с отходами, говорит научный эксперт Российского экологического движения Илья

Как еще оценивали реформу

«Понимаю, что для людей вопрос эффективной утилизации отходов, включая переработку на современных заводах и рекультивацию старых свалок, не главное. Жители ценят чистоту у контейнеров и регулярность вывоза мусора», – сказала Абрамченко после своей отставки из правительства в ходе одной из поездок по Ростовской области. До избрания депутатом она являлась советником губернатора региона и инициировала аудит деятельности регоператоров региона, занимающихся утилизацией твердых коммунальных отходов (ТКО), для разработки пошагового плана по улучшению ситуации с обращением ТКО.

У регионов есть проблемы с расторжением договоров с операторами по вывозу мусора

Эту процедуру надо совершенствовать, считают в Совете Федерации

Юлия Малева

Олег Золото / РИА Новости

Одна из болевых точек в сфере по обращению с отходами – это отсутствие действенного механизма привлечения к ответственности недобросовестных региональных операторов, занимающихся вывозом мусора. Об этом в ходе расширенного заседания комиссии Совета по правам человека (СПЧ) по экологии заявила член комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Ольга Епифанова. Эта проблема была выявлена в ходе целевого мониторинга, который провел комитет по поручению спикера верхней палаты Валентины Матвиенко с декабря 2023 г. по март 2024 г., пояснила Епифанова. Его результаты говорят об «отсутствии действенного и безболезненного для регионов механизма расторжения соглашения с недобросовестными региональными операторами»: «Процедуру лишения статуса регоператора, если он не выполняет свои обязанности, необходимо совершенствовать».

Также некоторые регионы заявляли о сложностях применения штрафных санкций к регоператору за некачественную работу, добавила Епифанова. О каких именно регионах идет речь, она не сказала. В ряде субъектов работа региональных операторов вызывает «совершенно обоснованные нарекания», сказала она в ходе заседания комиссии СПЧ. Недобросовестное исполнение своих обязанностей региональными операторами характерно для большинства регионов, считает член комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергей Завьялов. «Просто степень недобросовестности разная: где-то доходит до коллапса, а где-то ограничивается проблемами меньшего масштаба», – уточнил он в беседе с «Ведомостями».

По словам представителя пресс-службы Минприроды, вопросы работы регоператоров, проблемы и способы их решения разбираются еженедельно на заседаниях федерального штаба на базе министерства.

Российский экологический оператор (РЭО), в свою очередь, проводит ежедневный мониторинг в сфере по обращению с отходами. В рамках него оцениваются такие показатели деятельности, как, например: соблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов (ТКО) от источников их образования до объектов, доля кредиторской задолженности, доля фактической дебиторской задолженности, отклонение объема транспортируемых ТКО от территориальных схем, охват коммунальной услугой, сбор платы за нее, судебные решения и негативный информационный фон в СМИ, сказал «Ведомостям» представитель РЭО. При наличии дел о банкротстве статус регионального оператора автоматически поднимается до «красной зоны» для более глубокой оценки, уточнили там.

Проблема ответственности регоператоров сегодня действительно актуальна, заявил «Ведомостям» глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов. При этом в основном недобросовестность проявляют частные компании – на них воздействовать сложнее, чем на муниципальные предприятия, сказал он. Одна из ключевых проблем – отсутствие механизмов контроля со стороны властей: «Но и на нее нужно смотреть комплексно. Причины нарушений могут и не зависеть от самих регоператоров: например, несвоевременный вывоз мусора может быть связан с тем, что муниципалитеты не убрали вовремя снег на подъезде к контейнерной площадке».

Региональных операторов уже привлекают к ответственности, сказал «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по экологии Георгий Арапов («Новые люди»). Субъекты не могут расторгнуть договор с региональным оператором и заменить его на нового в основном из-за того, что это неконкурентный рынок, считает эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Действующая система административных штрафов, по его мнению, не помогает возмещать ущерб, поэтому надо вводить внесудебные механизмы споров.

Сколько в России региональных операторов

В стране работают 184 региональных оператора, оказывающих услуги по вывозу мусора. Они покрывают 260 из 274 зон деятельности организаций по обращению ТКО в РФ

Выбора нет — платить?

«Мы живём в частном доме. Недавно принесли квитанции за вывоз мусора из бункера, установленного в конце улицы. Но у нас свой контейнер, мусор вывозит за плату предприниматель на спецмашине.

«Мы живём в частном доме. Недавно принесли квитанции за вывоз мусора из бункера, установленного в конце улицы. Но у нас свой контейнер, мусор вывозит за плату предприниматель на спецмашине. Почему мы должны платить ещё и за бункер, то есть за услугу, которой не пользовались?!» — таких звонков в адрес редакции за последние дни поступило немало.

Проблема с мусорными свалками у нас давняя. Каждую весну она становится актуальнее, когда из-под снега появляются горы отходов жизнедеятельности горожан, окружают плотным кольцом, источающим зловонный аромат, и берут в плен города и посёлки республики. Несмотря на то, что уже не одна компания пыталась бороться со свалками на городских улицах, во дворах и вокруг населённых пунктов, пока его победить не удалось.

«Мы живём в частном доме. Недавно принесли квитанции за вывоз мусора из бункера, установленного в конце улицы. Но у нас свой контейнер, мусор вывозит за плату предприниматель на спецмашине.-2

Новый виток битвы за чистоту и порядок начался в прошлом году, когда в некоторых микрорайонах города появились зелёные бункеры для ТКО. Многие тогда обрадовались, что наконец-то у нас станет чище. Но не все жители частного сектора ещё понимали, что вскоре оплата за эти мусоросборники ляжет на их плечи. И вот пару-тройку месяцев назад в частные дома стали приносить квитанции «Оплата за жилищно-коммунальные услуги» от ГУП «ТСП». Возмущению владельцев собственных мусорных контейнеров, за вывоз которых они исправно платят частным предпринимателям, не было предела.

«Мы живём в частном доме. Недавно принесли квитанции за вывоз мусора из бункера, установленного в конце улицы. Но у нас свой контейнер, мусор вывозит за плату предприниматель на спецмашине.-3

На каком основании люди должны платить?

Ситуация, прямо скажем, неоднозначная, поэтому за разъяснениями мы обратились к руководству Государственного унитарного предприятия «Транспортный сервис и проект» (ГУП «ТСП»). На вопросы читателей ответили директор ГУПа Алексей Владимирович Пустозёров, юрист Алефтина Сергеевна Назимова, главный экономист Юлия Александровна Коломоец.

— Почему люди должны платить за услугу, которой не пользовались?

— Потому что приказом Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва № 668 от 20.12.2021 года статус регионального оператора присвоен ГУП «Транспортный сервис и проект», — ответила юрист Алефтина Сергеевна Назимова. — Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования нашему предприятию предоставило лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО, к чему мы и приступили с 1 января 2022 года. Учредителем предприятия является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, которое образовано 15 июля 2021 года.

— И что же получается: жители частного сектора, пользующиеся услугами частных мусоровозов, нарушают закон? И сами владельцы этих мусоровозов тоже?

— Да. Только наше предприятие имеет право на сбор, перевозку, обработку и утилизацию мусора. Ну, а владельцы, собирающие мусор из контейнеров домовладений, получается, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью.

Выбора нет — платить?

«Мы живём в частном доме. Недавно принесли квитанции за вывоз мусора из бункера, установленного в конце улицы. Но у нас свой контейнер, мусор вывозит за плату предприниматель на спецмашине.-4

— И всё-таки требовать плату за услугу, которую не оказывали, как-то не логично. Получается, у людей нет выбора и они обязаны оплатить ваши квитанции?

— Выбора, нет, платить за вывоз отходов нужно, согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», — сказал Алексей Пустозёров. — И по закону все должны заключить договор с региональным оператором. Стоимость услуг регоператора утверждена Службой по тарифам РТ. Но, если у дома стоит свой контейнер, а хозяин получил квитанцию, то необходимо подойти в наш офис, заключить договор на вывоз вашего контейнера, оплатить эту услугу, и ранее полученные квитанции в этом случае аннулируются. Кроме того, клиенты сами выбирают периодичность вывоза: регулярную или разовую. И оплачивают только реально отработанную услугу, причём именно тогда, когда необходимо. А тем домовладельцам, у кого нет собственного контейнера, придётся платить за использование бункера.

— Хорошо, тогда давайте разберёмся с тарифами. Кто, когда, сколько, где и за что должен платить?

— Тариф за вывоз, утилизацию один — 513 рублей 33 копейки за 1 кубический метр, — рассказала экономист предприятия Юлия Александровна Коломоец. — Исходя из норматива накопления отходов, за одного человека, живущего в МКД в Кызыле — 101,38 рубля в месяц. За одного человека частного дома за пользование бункером (при отсутствии контейнера) — 96,25 рубля в месяц. В многоквартирных домах Ак-Довурака, Шагонара, Чадана, Сарыг-Сепа, Бай-Хаака, Кызыл-Мажалыка — 40,64 рубля в месяц, в частных домах этих населённых пунктов — 56,04 рубля в месяц. В частных домах других населённых пунктов республики — 41,49 рубля в месяц. За вывоз контейнера от частного дома— 385 рублей единоразово, без абонентской платы, по всей республике.

— Как заказать вывоз контейнера и где оплатить?

— Оплатить можно, во-первых, в мобильном приложении банка, по реквизитам и лицевому счёту, которые будут в договоре, во-вторых, — во всех почтовых отделениях республики, в кассе Тувасвязьинформ,и в кассе на Лопсанчапа, 5 (бывший Жилсервис). Затем позвонить в диспетчерскую по номеру: 5-39-10, сказать, что вы оплатили, назвать номер договора и адрес. На следующий день, как оплата поступит, приедет машина и опорожнит контейнер.

«Это практично и удобно!»

— Миссия, конечно, благая. Но, видимо, людям не хватило информации о ваших услугах?

— В прошлом году мы размещали информацию о наших услугах в печатных СМИ республики, на радио, ответы на самые частые вопросы можно прочитать на нашем сайте, на страничке ВКонтакте. Цель ГУП «ТСП» — навести порядок в отрасли, пропагандировать цивилизованный подход обращения с ТКО и регулировать систему работы с отходами. Так как на сегодняшний день вокруг населённых пунктов разрастаются официальные свалки и несанкционированные. Мы планируем построить мусороперерабатывающий завод, сократить число свалок, бороться с незаконным выбросом мусора. Ведь вывоз отходов из контейнера − услуга, востребованная в любое время года. Это практично и удобно.

Делаем выводы

Итак, несмотря на то, что ГУП «Транспортный сервис и проект» — предприятие государственное, содержит себя оно на средства, заработанные от оказания услуг по сбору и транспортировке мусора. Проект действительно важный и нужный всегда, и в нашей республике особенно. Однако, как оказалось, сервис немного не продуман. Тех нескольких публикаций в местных СМИ действительно было мало (иначе бы столько вопросов у граждан не возникало по работе ГУПа). И очевидно, что для внедрения по сути нового образа жизни и искоренения многолетней привычки жителей частного сектора решать мусорную проблему самостоятельно, сломать будет трудно.

Остается непонятным, почему в бункеры, расставленные в некоторых микрорайонах, бросают отходы все, кто проезжает мимо, а платить должны жители стоящих рядом домов, причём ежемесячно?

«Мы живём в частном доме. Недавно принесли квитанции за вывоз мусора из бункера, установленного в конце улицы. Но у нас свой контейнер, мусор вывозит за плату предприниматель на спецмашине.-5

Почему работники ГУП «ТСП», которые разносят квитанции и видят, что у дома стоит контейнер, кладут в почтовый ящик квитанцию за пользование бункером, а не разъясняют, что нужно сделать на самом деле?

Данные о людях, прописанных в частных домовладениях, по словам сотрудников ГУПа, взяты из Росреестра, поэтому в самом предприятии не знают, есть ли контейнеры у жителей в собственности. Тогда почему работники ГУП «ТСП», которые разносят квитанции и видят, что у дома стоит контейнер, кладут в почтовый ящик квитанцию за пользование бункером, вместо того, чтобы разъяснить, как нужно сделать на самом деле? Уверена, что это помогло бы избежать негатива в адрес предприятия, и привело бы к цели — заключению договора с клиентом.

Ясно, что платить ГУП «ТСП» за вывоз мусора придётся всем. Однако выбор всё-таки есть. Тем, у кого собственный контейнер, можно заключить договор с ГУПом (регоператором) и вывозить отходы 2-3 раза в год за 385 рублей, а можно отказаться от контейнера и складывать отходы в общий бункер за 96 рублей 50 копеек каждый месяц. И наоборот, тем, у кого нет контейнера, можно его приобрести (правда, у ГУП «ТСП» пока ни купить, ни взять в аренду его нельзя) и платить только за вывоз своего мусора. А можно продолжать ежемесячно оплачивать услугу за себя «и за того парня». Арифметика простая, и каждый решит сам, как поступить.

Есть и ещё одно решение — продолжить пользоваться частными мусоровозами. Но в этом случае стоит, на мой взгляд, задуматься о том, куда этот человек повезёт то, что заберёт из вашего контейнера: действительно на свалку или вывалит где-то на полдороге, за городом.

Л. Хуснутдинова

Время убирать за собой

Гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев о необходимости правового регулирования

Денис Буцаев , генеральный директор Российского экологического оператора

Десятилетие Россия выстраивала систему обращения с отходами по западным лекалам. Воспринимались «на веру» и внедрялись «лучшие» мировые практики, предложенные крупными западными компаниями. По такому пути в 2014 году внедрили механизм расширенной ответственности производителей (РОП). РОП подразумевает минимизацию негативного воздействия произведенных товаров и упаковки на окружающую среду путем возложения на производителей ответственности за весь жизненный цикл продукта от его производства до конечной утилизации. Главный принцип РОП: «загрязнитель платит!»

Правоприменительная практика разочаровала. Зачастую за зелеными лозунгами и распиаренными экологическими программами не было ничего. Инфраструктура обращения с отходами не появлялась, мусорные полигоны росли. А по документам все было отлично, все по закону. Бизнес быстро оценил такие «преимущества» и работал, не убирая за собой.

Проделав колоссальную работу, природоохранный блок правительства во главе с вице-премьером Викторией Абрамченко, невзирая на серьезную и острую оппозицию, разработал изменения в законодательство. В апреле правительство внесло в Государственную думу законопроект о реформе РОП.

Мы решили полностью изменить правила игры.

Первое. Обязанность по утилизации упаковки будут нести производители упаковки, а не производители товаров, использующие эту упаковку. Сейчас даже маленькие кофейни, реализующие кофе на вынос в одноразовых стаканчиках, являются субъектами регулирования. Это малый бизнес, у которого нет штатных экологов и юристов. Таких организаций миллионы. Теперь ответственность будет на производителе стаканчиков, их число кратно меньше, и они могут грамотно обеспечить утилизацию.

Второе. Установление ответственности по утилизации отходов за весь объем выпущенной упаковки. Предусмотрено поэтапное увеличение ответственности: в 2025 году – в отношении 55% выпущенной упаковки, в 2026 году – в отношении 75 %, с 2027 года – ответственность за весь ее объем.

В законодательство был внедрен коэффициент, понижающий ответственность производителя – норматив утилизации. Фактически товаропроизводитель отвечает лишь за малую часть произведенной продукции, а не за весь объем.

Третье. Вводим новый подход к определению платы за неутилизированный объем – чем менее экологичны товар или упаковка, тем больше экологический сбор. За неперерабатываемую цветную пластиковую бутылку плата будет больше, чем за прозрачную, которая прекрасно многократно перерабатывается. Для этого предусмотрели повышающий коэффициент экологичности, определяемый в зависимости от возможности переработки.

Четвертое. Вводим реестр добросовестных утилизаторов – компаний-переработчиков отходов. Некоторые псевдоутилизаторы помогали производителям товаров уходить от экологической ответственности, предоставляя фиктивные акты утилизации для надзорного органа. После принятия закона нельзя будет закрыть ответственность через утилизатора, не включенного в реестр. Мы в РЭО начали проводить такую работу с 2020 года, собираем данные со всей страны. Сейчас в нашей базе около 660 действующих объектов, с каждым утилизатором налажено взаимодействие, мы знаем про их мощности и оборудование. Эта информация станет основой для нового реестра и создания эффективной системы контроля за деятельностью каждого утилизатора. Также важно внедрять методы дистанционного контроля, в том числе отслеживающие работу утилизационного оборудования.

Пятое. Цифровизация. К сожалению, бумажный документооборот не позволяет качественно администрировать РОП. Вся поступающая информация будет обрабатываться в Единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ). Реформа вводит прозрачную аналитику по всем субъектам регулирования посредством цифровизации процессов и взаимодействий. Уже сейчас достигнуты договорённости об информационном взаимодействии с операторами иных государственных информационных системам. Еще в прошлом году совместно с Минприроды России изменили Положение о ЕФГИС УОИТ (постановление № 868), поименовали всех новых поставщиков информации – системы «Честный знак» и «ВетИС», Минпромторг, Росалкогольрегулирование, Федеральную таможенную службу (ФТС) России, Росстат.

Получаемая информация позволяет выявлять субъектов регулирования и видеть объемы их производства. Достигнуты договоренности с ФТС России провести до 2026 года эксперимент в отношении импортеров по новым правилам уплаты экосбора и заключению договоров с утилизаторами.

Но законодательные изменения – лишь начало перенастройки администрирования и повышения инвестиционной привлекательности сферы материальной утилизации отходов.

Предстоит не меньшая работа и по принятию подзаконных актов. Суммарно необходимо более 15 подзаконных актов. Сейчас начата их разработка. И эта работа носит межведомственный междисциплинарный характер, так как требует настройки многих смежных областей правового регулирования.

Эти изменения назрели давно.

ПОДЕЛИТСЯ