Обязательная маркировка товаров в 2024–2025 годах
Каждый год расширяется перечень товаров, которые необходимо маркировать. Рассказываем, какого бизнеса коснутся изменения в 2024–2025 годах и как производителям, импортерам, дистрибьюторам и рознице к ним подготовиться, чтобы избежать штрафов.
Только планируете работать с маркированными товарами? Разбираем, как внедрить маркировку в свой бизнес: куда подключаться, какое оборудование покупать, что маркировать.
Что в статье
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
Какие товары начнут маркировать в 2024–2025 годах
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Коды маркировки: какие бывают и чем отличаются от других кодов
Как подключиться к «Честному знаку»
Что нужно для работы с маркированными товарами
Как работает маркировка товаров. Автоматизация процессов
Штрафы и ответственность за нарушения
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
С помощью маркировки государство борется с контрафактом. На товар наносят уникальный цифровой код в формате Data Matrix. По нему можно отследить движение продукции: кто и когда изготовил или импортировал товар, какой магазин его купил и продал. Маркировка гарантирует, что оптовики не закупят подделки, а розничные сети не поставят их на свои полки.
Чтобы обеспечить прослеживаемость продукции, все участники оборота обязаны регистрироваться в системе «Честный знак». Это требование не только к юридическим лицам, но и к ИП.
Производители и импортеры первыми подключаются к процессу, когда маркировку товарной группы вводят законом об обязательной маркировке товара. Их задача — нанести коды на товары и отразить в системе «Честный знак», что продукция введена в оборот на территории России. Дальше все участники цепочки сообщают в систему мониторинга, что продали или приняли на учет товары с кодами маркировки.
Дистрибьюторы, оптовые и розничные продавцы присоединяются позднее (обычно через полгода). Для них старт работы в «Честном знаке» — обязанность принимать документы от поставщика через систему электронного документооборота, а для розницы еще и сканировать код маркировки продукции при продаже. Для целей маркировки к рознице относится не только классический ритейл, но также общепит и маркетплейсы.
Подробно ….https://sbis.ru/articles/marking/product
Как подключиться к «Честному знаку»
Чтобы работать с маркировкой товаров, компаниям и предпринимателям важно подготовиться.
✅ Получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она должна быть оформлена на руководителя организации или ИП и нужна при регистрации и отправке документов в «Честном знаке».👉 Получите электронную подпись за 15 минут
✅ Установить ПО для обмена данными с «Честным знаком». Чтобы шифровать и расшифровывать документы, нужна криптографическая защита — СКЗИ «КриптоПро». Затем скачайте драйвер носителя, личный и корневые сертификаты, а также «КриптоПро ЭЦП Browser plug‑in».
✅ Зарегистрироваться на портале. Зайдите на сайт системы маркировки и нажмите «Перейти к проверке». Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email, нажмите «Отправить заявку». В течение 48 часов на почту придет письмо с подтверждением. Перейдите по ссылке в личный кабинет и заполните данные, необходимые для работы с маркировкой.
✅ Заполнить профиль. Выберите тип участника: производитель, импортер, оптовая или розничная торговля. Укажите: оператора и ID участника ЭДО; группы товаров, с которыми работаете; идентификаторы GSP и GLN, если вы член ассоциации «ГС1 РУС» (актуально для производителей и импортеров). Заполните профиль, ознакомьтесь с договорами с оператором системы маркировки (ЦРПТ) и подпишите согласие.
Маркировка в Saby (СБИС) — это просто
Работа с любыми маркированными товарами
Все госсистемы в одном окне: маркировка, ЕГАИС, «Меркурий»
Встроенный ЭДО и ОФД
Подробнее … https://sbis.ru/articles/marking/product#connect
В России покупатели проверили 249 млн товаров с маркировкой
В России потребители проверили 249 млн товаров при помощи «Честного знака». Об этом 6 ноября сообщил директор департамента цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Минпромторга РФ Владислав Заславский в ходе пленарного заседания форума «Антиконтрафакт-М».
«249 млн товаров проверили потребители при помощи “Честного знака”. Фискальный эффект маркировки исчисляется сотнями миллиардов рублей, поэтому чем на большее число товаров мы ее введем, тем больший результат получим», — сказал он.
По его словам, в ближайших планах ввести маркировку на моторные масла, косметику, бытовую химию, бакалею, цемент, сухие строительные смеси, детские игрушки, первую волну радиоэлектроники, в которую войдет светотехника с 1 марта 2025 года.
Ранее, 29 октября, сообщалось, что Минпромторг предложил провести с 15 декабря 2024 года по 31 августа 2025 года эксперимент по маркировке отдельных видов сладостей и кондитерских изделий в России. Предполагается, что эксперимент коснется шоколада, конфет, зефира, пастилы, печенья, желе, мармелада, жевательной резинки и др.
В России маркируются 24 группы товаров, проходят 14 экспериментов. В настоящее время маркировка охватывает более 19,5% несырьевого ВВП страны.