Армия

Военная экология — наука, изучающая законы взаимодействия военных формирований и окружающей природной среды, экологические аспекты жизнедеятельности личного состава в периоды ведения боевых действий и повседневной деятельности войск.

Будут ли в России созданы экологические войска?

Архивная публикация 1998 года: «Эко войско»

19.01.1998 Еженедельный журнал «Профиль»

Закон об альтернативной службе еще не принят, а в Петербурге уже мечтают о том, как в ходе весеннего призыва 1998 года соберут целый батальон «отказников». Губернатор города Владимир Яковлев заявил, что они пойдут служить в специальные подразделения — так называемые экологические войска, или «зеленые каски». Если будет на то разрешение правительства.Два солдата из стройбата

Заменяют экскаватор.

Армейская мудрость.

Для тех, кто по убеждениям или вероисповеданию не желает служить в армии, конституция формально предусматривает альтернативную гражданскую службу. Однако на деле Минобороны продолжает призывать всех, кто не освобожден от армии благодаря разнообразным льготам, по своим разнарядкам. Известно немало случаев, когда «отказников» разыскивали с милицией и отдавали под суд.

Но закона об альтернативной службе в России как не было, так и нет.

«Зеленые каски»


Одним из первых специальное подразделение типа стройбата для прохождения альтернативной службы предложил создать губернатор Петербурга Владимир Яковлев.

По идее Яковлева «альтернативщики» могли бы жить дома, в течение трех лет бесплатно убирая город или трудясь подсобными рабочими на главных петербургских стройках. Они, возможно, останутся без государственного довольствия, на попечении своих семей.

Новое подразделение планируют назвать «экологическими войсками». По замыслу Яковлева после специального обучения «экосолдаты» должны будут защищать город от возможных экологических бедствий. А до тех пор пока таковых не произошло, подметать улицы, чистить реки и каналы, разбирать городские свалки.

Предполагается, что альтернативщики будут служить 3—4 года, не прикасаясь к оружию. Пройдут общую подготовку, строевую — и шагом марш на стройки городского хозяйства. Солдатам выдадут противогазы, дозиметры и другие контрольно-измерительные приборы, молодые люди пройдут обучение не только у военных, но и у специалистов петербургских вузов и НИИ. К концу службы «эковоин» должен знать, как сжигать мусор на свалке и как строить плотины для отвода воды при наводнении.

В декабре 1997 года по распоряжению Владимира Яковлева была создана рабочая комиссия, куда вошли представители администрации города, военного комиссариата и Ленинградского военного округа. Комиссия разработала положение об экологических войсках.

Владимир Яковлев считает, что в порядке эксперимента первое такое подразделение можно создать в городе в 1998 году, еще до принятия Закона о прохождении альтернативной службы.

Владимир Яковлев: «Для этого не требуется согласие Государственной думы, необходимо только решение правительства России».

Он уже направил на имя Виктора Черномырдина письмо, в котором кратко изложил суть дела и описал итоги встреч с министром обороны России Игорем Сергеевым. В администрации города корреспонденту «Профиля» рассказали, что маршал Сергеев одобрил идею петербургского губернатора. Более того, уже есть решение МО о размещении экологических войск в одном из военных городков Ленинградского военного округа.

Так что, если весной будущего года в Петербурге получится создать первое экспериментальное подразделение экологических войск, появится наглядный пример альтернативной службы. Но для наглядности необходимо не только согласие Виктора Черномырдина, но и денежные средства.

Степан Жолован, полковник, заместитель военного комиссара Санкт-Петербурга по воспитательной работе: «Просто так «альтернативщиков» никто кормить не будет. Они должны сами зарабатывать на свое содержание. Правда, им нужно не так много денег. Думаю, они будут получать довольствие, как в армии. Деньги на карманные расходы — как солдаты срочной службы. Сейчас это 17 тысяч рублей в месяц (старыми, разумеется.— «Профиль»). Какие-то деньги будут поступать из городского бюджета, но большая часть от организаций, где будут работать солдаты экологических войск. А подчиняться они будут МЧС».

Человек с метлой


У новой идеи, разумеется, нашлись не только сторонники.

Вадим Густов, губернатор Ленинградской области:

 «У нас мало кто отказывается идти на военную службу. В городе в отличие от сельской местности парни просто избалованы. Надо служить, как и положено солдату, с оружием в руках. Многие наши ребята несут службу в пограничных войсках, на флоте. 70% призывников служат близко от дома. Я считаю, альтернативная служба нужна только городу. В области мы ничего подобного делать не собираемся».

Степан Жолован: 

«Мы разработали проект, но теперь думаем, стоит ли копья ломать. Ведь мы можем призывать на альтернативную службу только тех, кто подлежит призыву, но по каким-то соображениям не хочет служить. Стало модно отказываться от службы по религиозным соображениям. Но таких молодых людей всего 8% от общего призыва. Так что в эти экологические войска мы наберем от силы человек десять. Было бы правильнее отменить часть положений, из-за которых мы не можем призывать молодых людей в армию. Сейчас почти все имеют право на отсрочку от призыва».

Христианские демократы Петербурга недавно организовали у Смольного пикет. Они призвали отказаться от создания «зеленых касок», заявляя, что «эковойска» не что иное, как обычный стройбат. Но на малочисленный пикет мало кто обратил внимание: для нормального человека «обычный стройбат» звучит куда приятнее, чем «обычная Чечня».

В администрации северной столицы считают, что экологические войска — идея здравая. Никто же не протестует против службы в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Этапы зарождения и развития экологической службы Вооруженных Сил России

История экологической безопасности ВС РФ началась с создания Инспекции охраны природной среды. До этого в Министерстве обороны вопросами охраны природы занималось Глав КЭУ МО СССР.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 декабря 1978 года № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению природных ресурсов» 2 июня 1980 года был издан приказ Министра обороны СССР № 156 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». На основании этого приказа и была сформирована Инспекция по охране окружающей среды в составе Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.

С 1987 года Инспекция охраны природы включена в состав управления заместителя Министра обороны СССР — начальника Тыла ВС СССР на правах самостоятельного подразделения.

В апреле 1992 года в связи с образованием Российской Армии на базе Инспекции охраны природной среды МО СССР было создано Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ. Начальником Управления был назначен тогда полковник Григоров Сергей Иванович.

В 1997 году в связи с расширением задач по обеспечению экологической безопасности войск (сил) Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ переименовано в Управление начальника экологической безопасности ВС РФ (УНЭБ ВС РФ).

В 1998 году на базе инспекций охраны окружающей среды Главных и центральных управлений МО РФ, Тыла ВС РФ, видов ВС РФ, родов войск, военных округов и флотов создана Экологическая служба ВС РФ. Начальником экологической безопасности ВС РФ был назначен в то время генерал-майор Алексеев Борис Николаевич. Со сменой названия изменился состав и объем задач, решаемых Экологической службой Вооруженных Сил Российской Федерации. На первое место вышли вопросы обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).

В декабре 2001 года Управление начальника экологической безопасности ВС РФ подчинено начальнику Тыла ВС РФ — заместителю Министра обороны РФ генералу армии Исакову Владимиру Ильичу.

Экологическая обстановка в Вооруженных Силах Российской Федерации остается сложной. Анализ проблем предыдущих лет, связанных с образовавшимися в результате военной деятельности загрязнениями окружающей среды (ОС), отсутствием условий надежного хранения и содержания вооружения и военной техники (ВВТ), продолжающимися случаями загрязнения ОС на территории военных объектов свидетельствует о необходимости оснащения войск (сил) и органов Экологической службы ВС РФ средствами обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время такие средства в основном находятся в состоянии разработки и принятия на снабжение войск (сил).   Проблема состоит в том, что большинство штатных средств измерения военного назначения, разработанных по заказам других органов военного управления, не соответствуют требованиям по диапазонам измерений для определения типовых загрязнителей в ходе повседневной военной деятельности, или не отвечают требованиям по предназначению в части обеспечения экологической безопасности.

Разработка перспективных технических средств обеспечения экологической безопасности ВС РФ, создаваемых по заданию Управления начальника экологической безопасности ВС РФ в рамках Государственной программы вооружения 2001-2010 гг. предприятиями и организациями промышленности, осуществляется по направлениям:

— экологического мониторинга и контроля ОС;
— экологической защиты личного состава ВС РФ;
— ликвидации загрязнений ОС.

Средства экологического мониторинга и контроля окружающей среды должны состоять из разрабатываемых в настоящее время:

— войсковых средств экологического контроля;
— стационарных и подвижных экологических лабораторий;
— дистанционных средств экологического контроля.

К войсковым средствам экологического контроля относятся принятый на снабжение ВС РФ в 2001 году носимый комплекс технических средств для проведения экологического контроля на военных объектах (КТСВЭ), разработанные и прошедшие Государственные испытания в 2004 году — носимый прибор экспресс-оценки экологической обстановки, использующий методы биотестирования («Биотокс-К») и индивидуальный комплект приборов по контролю за состоянием окружающей среды для инспектирования военных объектов (ИМПАК-Э).

К средствам экологических лабораторий относятся:
— судовой лабораторный комплект контроля загрязненности окружающей среды (подробно об этом можно узнать в разделе продажа судового оборудования);
— подвижная лаборатория экологического контроля на автомобиле КамАЗ- 43114 и автофургоне УАЗ-37411;
— стационарная лаборатория экологического контроля для экологических служб военных округов.

Разработка судового комплекта контроля загрязненности окружающей среды завершена в 2000 году. Опытный образец проходил в 2001-2003 гг. опытную эксплуатацию в Северо-Западном регионе (на Лен.ВМБ и Ладожском озере). В настоящее время решен вопрос о его принятии в эксплуатацию 12 Главным управлением МО РФ и совместной эксплуатации экологическими службами Лен.ВМБ и Лен.ВО при общей координации Управления начальника экологической безопасности ВС РФ.

Подобный судовой комплект контроля загрязненности окружающей среды является составной частью разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Златица» средств для обеспечения экологической безопасности в пунктах базирования кораблей Черноморского флота, в состав которых входят технические средства локализации    загрязнений    акватории,    а   также   средства переработки образующихся на кораблях и судах льяльных и балластных вод. Эти средства прошли Государственные испытания и будут размещены в I квартале 2005 года на транспортном судне Черноморского флота ВТР-75, которое уже сегодня имеет новое предназначение — судно экологического обеспечения «Петр Градов».

Наибольшее внимание в последнее время уделялось разработке подвижной лаборатории экологического контроля на базе автомобиля КамАЗ-43114 и автофургона УАЗ-37411. В 2004 году подвижная лаборатория успешно прошла Государственные испытания. В последующем ею будут оснащены экологические службы военных округов и флотов.

Базовая стационарная лаборатория экологического контроля (разработка начата в 2001 г.) представляет собой типовую лабораторию в модульном исполнении на основе оптимизации существующей приборной и методической базы.

Для эффективного решения задач экологического мониторинга и контроля необходимо заблаговременно выявлять территории с загрязненными военными объектами, где целесообразно использовать подвижные и войсковые средства контроля. Обоснованные предложения по применению наземных средств могут быть подготовлены с использованием  дистанционных    средств    экологического контроля. С этой целью начиная с 2001 г. разрабатывался комплект экологического мониторинга авиационный («АКЭМ-обзор»), устанавливаемый на самолет АН-ЗОРР.  2004 году комплект принят в эксплуатацию.

Снабжение органов Экологической службы ВС РФ указанными средствами обеспечения экологической безопасности позволит осуществлять инструментальный контроль экологической обстановки на военных объектах и своевременно принимать необходимые меры по ее оздоровлению, что снизит значительные штрафные санкции за причиненный ущерб от военной деятельности войск (сил).

В последующем за счет создания системы экологического мониторинга ВС РФ, способной контролировать содержание загрязняющих веществ в компонентах ОС на уровне предельно допустимых концентраций, предполагается достичь снижения загрязненности ОС и обеспечить информационную поддержку для принятия управленческих решений и своевременных мер по предотвращению загрязнений.

Комплексное применение средств экологического мониторинга повысит оперативность и достоверность выявления загрязнений окружающей среды, угрожающих возникновением чрезвычайных ситуаций.

Разработка методов и средств по предотвращению (снижению) экологически опасных воздействий при эксплуатации ВВТ и военных объектов, а также создание нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности ВС РФ позволит снизить плату за загрязнения и приведет к экономии бюджетных ассигнований, выделяемых на национальную оборону.

Средства экологической защиты личного состава ВС РФ. По этому направлению по заказу УНЭБ ВС РФ проводятся мероприятия по разработке и созданию специальных технических средств и оборудования, обеспечивающих экологическую безопасность личного состава в служебных помещениях военных объектов с учетом наличия реальных загрязнителей в этих помещениях.

Средства ликвидации загрязнений окружающей среды. Обеспечить экологическую безопасность на территории военных объектов предполагается за счет создания войсковых средств локализации и ликвидации прежде всего загрязнений ОС нефтепродуктами на базах и складах хранения горюче-смазочных материалов армейского и дивизионного звена. Масштабы возможных негативных последствий нефтезагрязнения и объем последующих мероприятий по реабилитации загрязненной территории зависят от оперативности проведения работ на этапе локализации и сбора разлившегося на почве, в водоеме (водотоке) нефтепродукта.

Однако, в настоящее время в войсках практически отсутствуют предназначенные для этого технические средства, что является одной из главных причин существующих на военных объектах и в районах действий войск нефтезагрязнений в больших масштабах.

Начатая в 2002 г. ОКР «Локализация-К» посвящена разработке комплекта войсковых средств ликвидации и утилизации загрязнений окружающей среды нефтепродуктами. Создаваемый комплект должен обеспечить возможность срочного проведения мероприятий по локализации и сбору разлившегося на почве и в водоеме (водотоке) нефтепродукта и его утилизации при возникновении нефтезагрязнения в ходе штатной эксплуатации военных объектов. При этом основное внимание будет уделяться применению соответствующих сорбентов и созданию нефтесборщиков, использующих эти сорбенты.

С 2003 года начата планомерная закупка установок для уничтожения экологически опасных отходов военной деятельности. Этими установками прежде всего снабжаются отдаленные воинские гарнизоны и военные госпитали.

В России рассказали о мощном «геофизическом» оружии США

Американская программа High Frequency Active Auroral Research Program (HAARP) предполагала создание геофизического оружия, предназначенного для изменения климата в отдельных регионах планеты, уверяет в «Военно-промышленном курьере» заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) по информационной политике, доктор военных наук Константин Сивков.

По его мнению, одноименный комплекс мощных направленных излучателей СВЧ-энергии «создавался как комплекс противоракетной обороны». «В результате колебания ионосферы, вызываемые воздействием HAARP, неизбежно приводят к нарушению процессов погодообразования. Но не только их, появляется возможность влиять и на недра планеты», — утверждает автор.

Сивков отмечает, что «отсутствие сколько-нибудь эффективных методов расчета таких последствий делает сегодня применение HAARP практически непрогнозируемым по влиянию, что может стать катастрофичным для самих обладателей этого комплекса». «С появлением методов достаточно точного прогноза возможных последствий HAARP превратится в исключительно мощное геофизическое и климатическое оружие», — заключает заместитель президента РАРАН.

В феврале 2018-го Сивков предложил создать термоядерную мегаракету за 210 миллиардов долларов, предназначенную для ликвидации астероидной угрозы.

Комплексный проект по изучению ионосферы и полярных сияний HAARP работал в США в 1997-2013 годы. В состав HAARP входили антенны, радар с антенной двадцатиметрового диаметра, лазерные локаторы, магнитометры, компьютеры для обработки сигналов. Конспирологи обвиняли объект, расположенный на Аляске, в частности, в экспериментах по изменению климата. В ответ на это геофизики, работающие с HAARP, заявляли, что возможности программы не позволяют провести такие опыты.

ПОДЕЛИТСЯ