Министерство природных ресурсов и экологии

https://www.mnr.gov.ru/about/

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Министр
природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Козлов Александр Александрович

У правительства возникли вопросы к мусорной реформе

Помимо качества работы региональных операторов стоит проблема нехватки инфраструктуры и контейнеров

Юлия Малева

В некоторых регионах, по оценке Патрушева, мусорная реформа «откровенно буксует»/ Кирилл Каллиников / РИА Новости

Спустя пять лет после запуска мусорной реформы в 2019 г. осталось еще «немало сложностей», которые предстоит решить: например, у правительства есть вопросы к качеству работы региональных операторов по вывозу мусора. Об этом профильный вице-премьер Дмитрий Патрушев заявил на пленарном заседании Российского экологического форума.

Он отметил, что проблемы фиксируются в части собираемости платежей с граждан, нехватки техники и контейнеров и качества работы региональных операторов по вывозу мусора. «Все это [плохая собираемость платежей, нехватка контейнеров и техники, а также некачественная работа региональных операторов] в конечном итоге приводит к тому, что люди до сих пор могут видеть невывезенный мусор у себя во дворах. А это не перекроет никакие наши с вами отчетные показатели», – подчеркнул он. В некоторых регионах, по оценке Патрушева, мусорная реформа «откровенно буксует». «Отмечу, что будут проанализированы абсолютно все субъекты и деятельность каждого регионального оператора», – заверил он, добавив, что для нормального функционирования отрасли по обращению с отходами «еще очень многое необходимо сделать».

Предшественник на посту вице-премьера, курирующего мусорную реформу, Виктория Абрамченко (в сентябре стала вице-спикером Госдумы) в ходе публичного отчета Российского экологического оператора (РЭО) 17 апреля, напротив, позитивно оценивала промежуточные итоги мусорной реформы. Например, она заявила, что, «несмотря на санкционное давление и объективное сокращение объемов господдержки, удалось создать 250 объектов по обработке и утилизации отходов. Это позволило увеличить долю отходов, направляемых на обработку, с 7 до 53%».

Что же касается ситуации с собираемостью платежей, гендиректор РЭО Денис Буцаев дал ей иную оценку: по стране она достигла в среднем 93% и позволяет говорить о том, что «проблема с финансовой стабильностью отрасли с точки зрения платежей решена».

13 сентября представитель Минприроды сообщил «Ведомостям», что в ряде регионов есть сложности с работой регоператоров и совместно с субъектами вырабатываются механизмы для их решения. По данным РЭО за 2023 г., в антирейтинг регионов, где жители недовольны вывозом мусора, вошли Забайкальский край (50% опрошенных недовольны), Астраханская область (55%), Хакасия (58%), Орловская область (60%), Республика Алтай (61%), Карачаево-Черкесия (67%), Еврейская автономная область (67%).

Сложности с вывозом мусора могут возникать, в частности, из-за разногласий регоператора и владельцев полигона, рассказала «Ведомостям» член комитета по природопользованию Совета Федерации Ольга Епифанова. «Например, владелец полигона изменяет или сокращает время приема твердых коммунальных отходов (ТКО) – графики вывоза мусора срываются. В итоге заложниками подобных «разборок» между коммерческими структурами становятся люди», – пояснила она. Необходимо сделать отрасль по обращению с ТКО более прозрачной, чтобы таких ситуаций не возникало, подчеркнула Епифанова.

Ситуация с регоператорами нестабильна: многие из них банкротятся или меняются, отмечает зампред комитета Госдумы по экологии Георгий Арапов («Новые люди»). «Необходимо пересмотреть комплексный подход, который не удалось реализовать полностью в рамках прошедших реформ», – считает он. В случае если при взаимодействии с регоператорами будет делаться акцент только на наказания, то это может привести к ситуации, когда мусор в городах будет копиться, а организаций для его вывоза нет, опасается депутат.

Региональные операторы – это инструменты реализации мусорной реформы: если они плохо работают, значит, либо требования к ним недостаточные, либо они поставлены в условия, в которых не могут нормально работать, либо нет должного контроля, говорит генеральный директор «ЭКО Технопарк» Сергей Завьялов. «Это системные ошибки, предусмотреть и исправить которые должны архитекторы реформы», – резюмировал эксперт. Для видимых улучшений в отрасли требуется привлечение квалифицированных управленцев, способных внедрить системные изменения в организацию процесса обращения с отходами, говорит научный эксперт Российского экологического движения Илья Рыбальченко.

Как еще оценивали реформу

«Понимаю, что для людей вопрос эффективной утилизации отходов, включая переработку на современных заводах и рекультивацию старых свалок, не главное. Жители ценят чистоту у контейнеров и регулярность вывоза мусора», – сказала Абрамченко после своей отставки из правительства в ходе одной из поездок по Ростовской области. До избрания депутатом она являлась советником губернатора региона и инициировала аудит деятельности регоператоров региона, занимающихся утилизацией твердых коммунальных отходов (ТКО), для разработки пошагового плана по улучшению ситуации с обращением ТКО.

У регионов есть проблемы с расторжением договоров с операторами по вывозу мусора

Эту процедуру надо совершенствовать, считают в Совете Федерации

Юлия Малева

Олег Золото / РИА Новости

Одна из болевых точек в сфере по обращению с отходами – это отсутствие действенного механизма привлечения к ответственности недобросовестных региональных операторов, занимающихся вывозом мусора. Об этом в ходе расширенного заседания комиссии Совета по правам человека (СПЧ) по экологии заявила член комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Ольга Епифанова. Эта проблема была выявлена в ходе целевого мониторинга, который провел комитет по поручению спикера верхней палаты Валентины Матвиенко с декабря 2023 г. по март 2024 г., пояснила Епифанова. Его результаты говорят об «отсутствии действенного и безболезненного для регионов механизма расторжения соглашения с недобросовестными региональными операторами»: «Процедуру лишения статуса регоператора, если он не выполняет свои обязанности, необходимо совершенствовать».

Также некоторые регионы заявляли о сложностях применения штрафных санкций к регоператору за некачественную работу, добавила Епифанова. О каких именно регионах идет речь, она не сказала. В ряде субъектов работа региональных операторов вызывает «совершенно обоснованные нарекания», сказала она в ходе заседания комиссии СПЧ. Недобросовестное исполнение своих обязанностей региональными операторами характерно для большинства регионов, считает член комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергей Завьялов. «Просто степень недобросовестности разная: где-то доходит до коллапса, а где-то ограничивается проблемами меньшего масштаба», – уточнил он в беседе с «Ведомостями».

По словам представителя пресс-службы Минприроды, вопросы работы регоператоров, проблемы и способы их решения разбираются еженедельно на заседаниях федерального штаба на базе министерства.

Российский экологический оператор (РЭО), в свою очередь, проводит ежедневный мониторинг в сфере по обращению с отходами. В рамках него оцениваются такие показатели деятельности, как, например: соблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов (ТКО) от источников их образования до объектов, доля кредиторской задолженности, доля фактической дебиторской задолженности, отклонение объема транспортируемых ТКО от территориальных схем, охват коммунальной услугой, сбор платы за нее, судебные решения и негативный информационный фон в СМИ, сказал «Ведомостям» представитель РЭО. При наличии дел о банкротстве статус регионального оператора автоматически поднимается до «красной зоны» для более глубокой оценки, уточнили там.

Проблема ответственности регоператоров сегодня действительно актуальна, заявил «Ведомостям» глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов. При этом в основном недобросовестность проявляют частные компании – на них воздействовать сложнее, чем на муниципальные предприятия, сказал он. Одна из ключевых проблем – отсутствие механизмов контроля со стороны властей: «Но и на нее нужно смотреть комплексно. Причины нарушений могут и не зависеть от самих регоператоров: например, несвоевременный вывоз мусора может быть связан с тем, что муниципалитеты не убрали вовремя снег на подъезде к контейнерной площадке».

Региональных операторов уже привлекают к ответственности, сказал «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по экологии Георгий Арапов («Новые люди»). Субъекты не могут расторгнуть договор с региональным оператором и заменить его на нового в основном из-за того, что это неконкурентный рынок, считает эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Действующая система административных штрафов, по его мнению, не помогает возмещать ущерб, поэтому надо вводить внесудебные механизмы споров.

Сколько в России региональных операторов

В стране работают 184 региональных оператора, оказывающих услуги по вывозу мусора. Они покрывают 260 из 274 зон деятельности организаций по обращению ТКО в РФ

ПОДЕЛИТСЯ