Отходы и их утилизация

«Мусорная реформа» свелась просто к собиранию денег?

Как идет с помпой объявленная несколько лет назад «мусорная реформа»? Многие считают, что она попросту провалилась. Изначально необходимость реформы была обусловлена экологическими проблемами.

Как идет с помпой объявленная несколько лет назад «мусорная реформа»? Многие считают, что она попросту провалилась. Изначально необходимость реформы была обусловлена экологическими проблемами. В результате ее реализации ожидалось строительство новых, современных мусорных полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Благие намерения. Ну а что в настоящее время (кстати, с момента начала «реформы» его уже прошло достаточно для реализации заявленного)?

В ряде регионов мусорные полигоны уже давно переполняются. К 2022 году они приблизительно переполнены в 17 регионах страны. А к 2024 году, по мнению экспертов, ожидается их переполнение уже в 32 — 35 регионах. Кроме того, только на конец 2020 года на территории страны было выявлено порядка 27 000 незаконных свалок, которые занимают площадь около 13 000 гектаров. И, как говорят эксперты, на нынешнее время эти показатели заметно увеличились. То есть, как думается, изменения в основном коснулись лишь оплаты за вывоз мусора.

«Реформа» изначально предполагала, что граждане платят за вывоз мусора, неся дополнительные расходы. Платить должны все! Это основа реформы, и совершенно не важно то, пользуется человек услугой вывоза мусора или нет — раз услуга оказывается — обязаны платить. И не важно сколько мусора гражданин «производит». В частном секторе, например, практически весь мусор сжигается в печах отопления или в банях, а что нельзя уничтожить таким способом, то периодически (по мере накопления) вывозится на свалку. И никаких лишних расходов не было. Теперь же платить обязаны все.

Деньги от оплаты за вывоз мусора предполагалось направить на строительство специальных мусороперерабатывающих станций. Однако ничего не построено. В результате, более 90% мусора, отмечают эксперты, как и раньше, оседает на мусорных полигонах и различных свалках, в том числе и незаконных, без всякой переработки.

Стоит ли считать достижением «мусорной реформы» создание, по факту, неких монополистов, в лице образованных региональных операторов по работе с ТКО? На наш взгляд, достижение сомнительное. Судя по тому, что в рамках «реформы» практически ничего не построено (полигоны, заводы по переработке мусора), можно думать, что все эти созданные монополии изначально работали и продолжают работать лишь «на собственный карман».

Что предполагалось и декларировалось?

«Цели реформы сводятся к:ликвидации несанкционированных свалок
сокращению числа мусорных полигонов
строительству комплексов по обработке и утилизации отходов
увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов
Цели реформы должны были достигнуты посредством:передачи всей цепочки обращения с мусором — от сбора до утилизации — под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора
жесткого контроля за сдачей отходов компаниями
раздельного сбора мусора
строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов
ликвидации старых свалок.
Кроме того, реформа призвана избавить страну от „мусорной мафии“ и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура», — поясняют эксперты.

Однако, на сегодняшний день у населения складывается впечатление, что людей попросту «надули» и что главная цель «реформы» — обеспечить серьезный заработок неким бенефициарам, специализирующимся на мусоре. Жалоб людей на замусоренность населенных пунктов по-прежнему с избытком.

В частности, в Астраханской области (и конкретно в Астрахани) в социальных сетях регулярно выкладываются фотографии переполненных мусорных контейнеров и прочих проявлений некачественной, по мнению многих астраханцев, работы регионального оператора по работе с ТКО (компания «Эко Центр»). Нынешний мусорный монополист, зашедший в регион в 2017 году, так и не выполнил обещаний по строительству современных мусорных полигонов и мусороперерабатывающего завода. Раздельный сбор мусора можно так же посчитать провалом. Практически нигде он не используется. Да и заходила компания на астраханский рынок, по мнению многих, с большими вопросами. Подробнее в нашем предыдущем материале («Астраханский региональный оператор по работе с ТКО обанкротится?»).

Несомненно, что менять нужно было многое. Но почему все осталось практически «на бумаге»? По нашему мнению, одной из причин, тормозящих перевод обращения с отходами на рельсы переработки и грамотной утилизации, стала монополизация, заложенная в законодательстве. Как отмечено выше, собственник отходов лишается права на собственность с момента образования у него этих отходов и обязан передать их монополисту — региональному оператору.

Непонятно и с передачей полномочий по работе с мусором конкретным операторам. Практически везде «на местах» имелись и собственные мусорные компании. Логично было бы делать «региональных операторов» из них. Но нет. Предпочтения — неместным компаниям. Как произошло в той же Астрахани. Где конкурса право быть региональным оператором по работе с ТКО «выиграла» компания «мусорной королевы» Полины Вергун. Кстати, монополистом эта компания стала нв единственном регионе. Как говорили кулуарно, не без лоббирования ее интересов «наверху». Но это уже другая тема.

А пока, как говорят источники, «Эко Центр» вполне может обанкротиться в обозримом будущем. А его деятельностью недовольно большинство астраханцев. Вот вам и «мусорная реформа»…

ПОДЕЛИТСЯ

Добавить комментарий