Отходы и их утилизация

Правительство уточнило полномочия по ликвидации несанкционированных свалок

Это уже третья попытка регламентировать этот процесс

Юлия Малева

В правительстве появление свалок связывают с ненадлежащим исполнением регионами и органами МСУ своих полномочий/ Владимир Пирогов / РИА Новости

Во исполнение решения Конституционного суда (КС) 2023 г. об уточнении пределов ответственности органов местного самоуправления (МСУ) за несанкционированные свалки на землях, не находящихся в их собственности, правительство разработало соответствующий законопроект. Об этом сообщил «Ведомостям» источник, близкий к правительственной комиссии по законопроектной деятельности. В Минприроды «Ведомостям» подтвердили разработку документа, а собеседник в Белом доме уточнил, что проект одобрен для последующего рассмотрения на заседании правительства. Предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2026 г.

В 2023 г. КС постановил, что законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. Поводом к проверке нескольких норм законов стали жалобы администраций г. Кодинска Красноярского края и Новосибирского района Новосибирской области, писали «Ведомости». Муниципалитеты были не согласны с тем, что их заставляют убирать свалки на принадлежащих государству территориях, поскольку у них нет на это финансирования. Сначала суды сочли, что поскольку местные власти распоряжаются государственными землями, то они должны нести ответственность за них.

Заявители в итоге дошли до КС, который в своем постановлении разрешил муниципалитетам не платить за уборку бесхозных свалок на неразграниченных земельных участках, которые находятся в госсобственности. Но суд подчеркнул, что поскольку ликвидация несогласованных свалок имеет общегосударственное значение, то в решении этой проблемы должны участвовать все уровни власти.

Минприроды предлагает внести изменения в закон об отходах производства и потребления. К полномочиям регионов будет относиться выявление загрязненных мусором территорий, которые не относятся к объектам размещения отходов или к площадкам накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). Кроме того, региональные власти должны будут заниматься организацией вывоза ТКО за пределом границ населенных пунктов.

Органы МСУ займутся очисткой территорий от мусора объемом 5 куб. м в пределах границ поселений при осуществлении благоустройства. Соответствующие дополнения вносятся в ст. 8 упомянутого закона. В ст. 13, регламентирующей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, предлагается прописать, что очисткой территорий от ТКО в неположенных для мусора местах должны заниматься правообладатели земли, при отсутствии правообладателя – органы МСУ.

У субъектов и органов МСУ есть «все необходимые полномочия для организации обращения с ТКО», поэтому возникновение загрязненных мусором территорий – это следствие «ненадлежащего исполнения субъектами и органами МСУ своих полномочий», утверждается в пояснительной записке к проекту.

Законопроект предполагает три источника финансирования ликвидации нелегальных свалок: плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), административные штрафы за правонарушения в области охраны окружающей среды, средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Всего, согласно финансово-экономическому обоснованию проекта, за 2023 г. в местные бюджеты и бюджеты субъектов поступило 5,56 млрд руб. по перечисленным пунктам. «Указанных средств достаточно для финансового обеспечения ликвидации загрязнения окружающей среды на территориях, загрязненных ТКО, и дополнительных средств из бюджетной системы не потребуется», – утверждается там. В отзыве департамента экономической политики и развития Москвы (есть у «Ведомостей»), напротив, говорится, что для реализации новых полномочий потребуется большее количество сотрудников, что приведет к дополнительным расходам.

Это уже третья версия законопроекта Минприроды – первую министерство опубликовало в августе 2023 г. Вторую правительство разработало в апреле 2024 г. – о чем тогда писали «Ведомости».

«Несанкционированные свалки – это та проблема, с решения которой началась мусорная реформа в 2019 г., поэтому странно, что только сейчас, и после предписания КС, регулятор занялся таким краеугольным вопросом», – обратил внимание эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Законодательная инициатива может вызвать споры в Госдуме, так как ее реализация предполагает увеличение расходов региональных бюджетов, считает он.

Плата за НВОС поступает в местный бюджет только в том случае, если организация, которая наносит вред окружающей среде (например, завод), находится на территории этого муниципалитета, сказал «Ведомостям» генеральный директор «Эко Технопарка» (компания, занимающаяся утилизацией отходов) Сергей Завьялов. Если на территории муниципалитета нет крупного плательщика НВОС, то и взять деньги на ликвидацию свалок неоткуда, добавил он. «Штрафы и судебные взыскания тоже не помогут, поскольку просто не на кого этот штраф наложить и не с кого взыскать, раз не установлен виновный в организации свалки. В итоге плата НВОС будет аккумулироваться там, где все свалки будут уже ликвидированы», – говорит Завьялов.

Согласно статистике Росприроднадзора, в 2023 г. в России было обнаружено 14 042 несанкционированные свалки, к концу 2023 г. их осталось 10 334.

«Мусорная реформа» свелась просто к собиранию денег?

Как идет с помпой объявленная несколько лет назад «мусорная реформа»? Многие считают, что она попросту провалилась. Изначально необходимость реформы была обусловлена экологическими проблемами.

Как идет с помпой объявленная несколько лет назад «мусорная реформа»? Многие считают, что она попросту провалилась. Изначально необходимость реформы была обусловлена экологическими проблемами. В результате ее реализации ожидалось строительство новых, современных мусорных полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Благие намерения. Ну а что в настоящее время (кстати, с момента начала «реформы» его уже прошло достаточно для реализации заявленного)?

В ряде регионов мусорные полигоны уже давно переполняются. К 2022 году они приблизительно переполнены в 17 регионах страны. А к 2024 году, по мнению экспертов, ожидается их переполнение уже в 32 — 35 регионах. Кроме того, только на конец 2020 года на территории страны было выявлено порядка 27 000 незаконных свалок, которые занимают площадь около 13 000 гектаров. И, как говорят эксперты, на нынешнее время эти показатели заметно увеличились. То есть, как думается, изменения в основном коснулись лишь оплаты за вывоз мусора.

«Реформа» изначально предполагала, что граждане платят за вывоз мусора, неся дополнительные расходы. Платить должны все! Это основа реформы, и совершенно не важно то, пользуется человек услугой вывоза мусора или нет — раз услуга оказывается — обязаны платить. И не важно сколько мусора гражданин «производит». В частном секторе, например, практически весь мусор сжигается в печах отопления или в банях, а что нельзя уничтожить таким способом, то периодически (по мере накопления) вывозится на свалку. И никаких лишних расходов не было. Теперь же платить обязаны все.

Деньги от оплаты за вывоз мусора предполагалось направить на строительство специальных мусороперерабатывающих станций. Однако ничего не построено. В результате, более 90% мусора, отмечают эксперты, как и раньше, оседает на мусорных полигонах и различных свалках, в том числе и незаконных, без всякой переработки.

Стоит ли считать достижением «мусорной реформы» создание, по факту, неких монополистов, в лице образованных региональных операторов по работе с ТКО? На наш взгляд, достижение сомнительное. Судя по тому, что в рамках «реформы» практически ничего не построено (полигоны, заводы по переработке мусора), можно думать, что все эти созданные монополии изначально работали и продолжают работать лишь «на собственный карман».

Что предполагалось и декларировалось?

«Цели реформы сводятся к:ликвидации несанкционированных свалок
сокращению числа мусорных полигонов
строительству комплексов по обработке и утилизации отходов
увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов
Цели реформы должны были достигнуты посредством:передачи всей цепочки обращения с мусором — от сбора до утилизации — под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора
жесткого контроля за сдачей отходов компаниями
раздельного сбора мусора
строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов
ликвидации старых свалок.
Кроме того, реформа призвана избавить страну от „мусорной мафии“ и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура», — поясняют эксперты.

Однако, на сегодняшний день у населения складывается впечатление, что людей попросту «надули» и что главная цель «реформы» — обеспечить серьезный заработок неким бенефициарам, специализирующимся на мусоре. Жалоб людей на замусоренность населенных пунктов по-прежнему с избытком.

В частности, в Астраханской области (и конкретно в Астрахани) в социальных сетях регулярно выкладываются фотографии переполненных мусорных контейнеров и прочих проявлений некачественной, по мнению многих астраханцев, работы регионального оператора по работе с ТКО (компания «Эко Центр»). Нынешний мусорный монополист, зашедший в регион в 2017 году, так и не выполнил обещаний по строительству современных мусорных полигонов и мусороперерабатывающего завода. Раздельный сбор мусора можно так же посчитать провалом. Практически нигде он не используется. Да и заходила компания на астраханский рынок, по мнению многих, с большими вопросами. Подробнее в нашем предыдущем материале («Астраханский региональный оператор по работе с ТКО обанкротится?»).

Несомненно, что менять нужно было многое. Но почему все осталось практически «на бумаге»? По нашему мнению, одной из причин, тормозящих перевод обращения с отходами на рельсы переработки и грамотной утилизации, стала монополизация, заложенная в законодательстве. Как отмечено выше, собственник отходов лишается права на собственность с момента образования у него этих отходов и обязан передать их монополисту — региональному оператору.

Непонятно и с передачей полномочий по работе с мусором конкретным операторам. Практически везде «на местах» имелись и собственные мусорные компании. Логично было бы делать «региональных операторов» из них. Но нет. Предпочтения — неместным компаниям. Как произошло в той же Астрахани. Где конкурса право быть региональным оператором по работе с ТКО «выиграла» компания «мусорной королевы» Полины Вергун. Кстати, монополистом эта компания стала нв единственном регионе. Как говорили кулуарно, не без лоббирования ее интересов «наверху». Но это уже другая тема.

А пока, как говорят источники, «Эко Центр» вполне может обанкротиться в обозримом будущем. А его деятельностью недовольно большинство астраханцев. Вот вам и «мусорная реформа»…

ПОДЕЛИТСЯ

Добавить комментарий