Местные власти сообщили, что в результате штормов и проливных дождей, обрушившихся на Францию, Швейцарию и Италию в эти выходные, погибло, по меньшей мере, семь человек.
В эти выходные на три европейские страны — Францию, Швейцарию и Италию — обрушились сильнейшие штормы, повлекшие за собой наводнения и оползни. На данный момент известно о семи погибших и множестве пропавших из-за бушующей стихии.
Наиболее всего пострадали северо-восточный регион Франции, юго-восток Швейцарии и северо-запад Италии. На местах происшествия работают спасательные службы, однако в некоторые районы из-за непогоды и катаклизмов спасательные службы по-прежнему не могут добраться. Также известно о проблемах с электричеством и поставкой питьевой воды.
Ученые утверждают, что изменение климата, вызванное деятельностью человека, увеличивает серьезность, частоту и продолжительность экстремальных погодных явлений, таких как идентичные наводнения и штормы.
Иран идет к экологической катастрофе
На Иран надвигается водная катастрофа из-за варварской эксплуатации природных ресурсов. Потепление климата и удвоение населения не привели бы страну к кризису, если бы идеологические мотивы не доминировали в принятие решений и государство регулировало эту сферу разумно, как иранцы делали тысячелетиями.
Подписание 14 июля этого года соглашения по иранской ядерной программе было очень хорошо воспринято иранским общественным мнением, пишет почетный профессор Института международных исследований и развития в Женеве Мохаммад-Реза Джалили на страницах Le Temps. Большинство иранцев теперь надеются на лучшее будущее. Однако они знают, что страна столкнулась с другой проблемой, даже более серьезной, чем ядерный вопрос, причем ответственность за нее лежит почти исключительно на власти и, к сожалению, ее не урегулируют никакие международные переговоры. Речь идет об водопользовании.
Иран идет к «большой катастрофе» — такое выражение было использовано Исой Калантари в интервью иранской газете Shahrvand, опубликованном 27 апреля 2015 года. Калантари — бывший министр сельского хозяйства, сегодня — советник вице-президента Ирана по вопросам сельского хозяйства, водных ресурсов и окружающей среды, поясняет автор. По его словам, Иран идет к беспрецедентной в истории экологической катастрофе, главной причиной которой является нехватка водных ресурсов. Он, не колеблясь, утверждает: если ситуация будет развиваться в данном направлении, в ближайшем будущем 70% населения Ирана — около 50 млн человек — будут вынуждены покинуть страну по причине нехватки питьевой воды.
«То, что мы делаем с горизонтом грунтовых вод, ведет нас к геноциду», — говорит Калантари. «Мы не сумели сохранить наследие 7 тыс. лет цивилизации, которое было нам доверено». Он приводит ужасающие цифры: большая часть рек и других водных потоков страны практически осушены. По словам Калантари, две страны в мире удерживают первенство по чрезмерному расходованию своих водных ресурсов: Египет и Иран. Но если в настоящее время Египет использует 46% своих гидроресурсов, то Иран — до 97%. Более того, озеро Урмия, самое большое в стране и второе в мире соленое озеро, высохло, как почти все иранские озера, расположенные на юге и востоке страны, передает автор статьи.
Эта ситуация стала следствием потепления климата и удвоения численности населения страны за годы, прошедшие после иранской исламской революции. Но указанные причины никогда бы не привели страну к кризису, если бы государство проводило разумную политику, основанную на научных критериях и технологиях бережного использования воды, методов, известных иранцам уже тысячелетия, говорится в статье. Плохое управление экономикой страны в общем и аграрным сектором в частности, а также вмешательство идеологических соображений в процесс принятия решений по вопросу развития — вот факторы, в значительной степени усугубившие положение. Иными словами, водный кризис в Иране имеет явные политические измерения, пишет Джалили.
Политическое руководство Ирана остается невосприимчивым к критике относительно рисков, связанных со строительством чрезмерного числа дамб на юге страны. Параллельно со строительством дамб и плотин идет беспорядочное незаконное бурение водных скважин по всей стране, что способствует неуклонному истощению горизонтов грунтовых вод. Автор статьи отмечает, что во времена правления шаха Мохаммеда Резы до сооружения дамб проводилась международная экспертиза при сотрудничестве со специализированными зарубежными компаниями. За 38 лет государство тогда построило 14 плотин. ИРИ за четверть века построила более 500 дамб и плотин. Большая часть проектов была выполнена инженерно-строительной компанией Khatamal-Anbia, подчиняющейся КСИР. Таким образом, экономическое развитие и строительство гидросооружений перешло в руки структуры, обеспечивающей безопасность режима, говорится в статье.
С вводом санкций в отношении Ирана возникла продовольственная проблема, продолжает автор, были увеличены площади орошаемых сельхозугодий, а значит — резко увеличился расход воды. В настоящее время расходуется 92% водных ресурсов, и 70% из них используется расточительно. В 2012 году (когда ситуация с водными ресурсами становилась все более тревожной) верховный лидер Али Хаменеи решил покончить с политикой ограничения рождаемости, действовавшей с 1989 года, и сделать ставку на рост численности населения до 150 млн человек! Безусловно, по общественным и экономическим причинам возникают сомнения, будет ли этот проект реализован, но он свидетельствует о том, что в высших сферах режима не знают о реальном положении дел в стране, заключает автор.
Экологические проблемы Бразилии и политика в области охраны окружающей среды
Бразилия представляет собой пример сложившегося в современном мире противоречия между парадигмой ускоренного экономического развития и необходимостью сохранения окружающей среды. С этой проблемой сталкиваются, в той или иной форме, все развивающийся страны, однако для Бразилии она стоит острее, чем для многих других. Связано это, прежде всего, с тем, что Бразилия – это настоящий мировой заповедник, рекордсмен по биоразнообразию и объемам природных ресурсов. С какими основными вызовами сталкивается Бразилия в экологической сфере и каков ее ответ?
Называя Бразилию грандиозным заповедником, мы совсем не преувеличиваем. Страна располагает самыми обширными в мире территориями тропических лесов, а ее флора и фауна включают в себя 12% мирового биоразнообразия. Настоящей природной сокровищницей можно назвать и реку Амазонку, формирующую вокруг себя специфические природные территории, изучение которых продолжается до сих пор. Бразилия также владеет протяженной прибрежной полосой с прекрасными пляжами, привлекающими туристов со всего света. Эти факторы не в последнюю очередь определяют особое отношение бразильцев к экологической проблематике.
Наличие большого количества природных ресурсов, однако, не всегда подразумевает заботу об окружающей среде и отсутствие проблем. Как и любая другая страна, Бразилия сталкивается с огромным количеством экологических вызовов, причем все они связаны с деятельностью человека, с ускоренным аграрным и промышленным производством, с урбанизацией и нерациональным использованием даров природы.
Загрязнение воды и воздуха
Воздух над Бразилией наполнен зачастую совсем не ароматом тропических лесов. Бразилия является одним из региональных лидеров по выбросу СО2 и других газов, например, метана. Страна также входит в десятку стран мира, осуществляющих наибольший объем выбросов вредных газов в атмосферу. Одновременно в воздух попадают и микроскопические частицы самого разного происхождения – от цемента и продуктов горения до тяжелых металлов и минералов. Все они могут наносить тяжелый вред здоровью человека, негативно влиять на экосистему в целом, а также способствовать глобальному потеплению. Хотя Бразилия проделала большую работу по сокращению выбросов СО2 (уровень снизился на 41% с 2005 по 2011 год) и других вредных газов, а также разработала и применила несколько программ разных уровней в этой области, загрязнение воздуха остается большой проблемой. По данным исследований AIDA (Межамериканская ассоциация защиты окружающей среды), при выработке законодательных инициатив не учитывались различные возможности бразильских штатов, некоторые из которых по финансовым и иным причинам просто не могут выполнить наложенные на них обязательства.
С загрязнением воды дела обстоят, пожалуй, еще хуже. Владелица грандиозных мировых водных запасов Бразилия постоянно испытывает нехватку воды как для пищевых, так и для сельскохозяйственных целей. Кроме того, огромный ущерб на постоянной или спорадической основе наносится ключевым бразильским курортам, чьи воды страдают от нарушения экологического законодательства. Штаты Баийя, Рио-де-Жанейро, Санта-Катарина ведут бой за чистоту своих знаменитых пляжей, однако нередко проигрывают. Летом 2017 года, например, аргентинская пресса с беспокойством писала о заражении воды на большей части пляжей Бразилии – самого популярного места отдыха аргентинцев. Ссылаясь на бразильские экологические органы, издание Clarín, в частности, отмечало, что только 42% пляжей прошло контрольные исследования, остальные же могут в той или иной степени представлять угрозу здоровью.
Загрязнение почвы и проблема утилизации отходов
Экстенсивное использование земель для сельского хозяйства и животноводства, широкое применение пестицидов и других токсичных веществ, а также растущая вырубка лесов провоцируют серьезную деградацию почв в Бразилии. Экологические активисты уже не первый год бьют тревогу. По некоторым оценкам, в сельском хозяйстве Бразилии нередко используют запрещенные уже много лет вещества, включая модифицированные версии дихлордифенилтрихлорэтана, или ДДТ. Это наносит колоссальный ущерб почвам, провоцируя их быструю деградацию. В некоторых случаях применение токсинов также приводит к опустыниванию.
Отдельный урон почве наносится обилием твердых отходов, утилизация которых затруднена, что особенно ощущается в крупных городских агломерациях, производящих ежедневно тонны мусора. Для примера – в среднем житель Сан-Паулу производит в день 1,3 кг мусора, житель Рио-де-Жанейро – 1,6 кг, а обитатель Бразилиа производит в день 1,7 кг отходов. Хотя многие большие города располагают установками для переработки, значительная часть отходов их не достигает, оказываясь на открытых свалках. Последние, в свою очередь, практически никак не регулируются, отравляя почву, воду и воздух.
Не стоит также забывать о масштабной вырубке лесов. Нельзя сказать, что эта проблема негативно сказывается только на атмосфере, воде или почве, поскольку уничтожение лесов означает уничтожение всей сформировавшейся в них экосистемы. В недавнем прошлом Бразилии удавалось сдерживать сокращение лесов, однако с 2015 года процесс стал вновь набирать обороты: с 2015 по 2016 год вырубка леса выросла сразу на 29%, вызвав серьезные опасения у экологов относительно отката назад в экологической политике Бразилии.
Контрмеры
Один из первых шагов к формированию интегральной системы защиты окружающей среды был сделан еще в период военной диктатуры. В 1981 году был принят Закон № 6.938 «О национальной политике в области охраны окружающей среды». Закон в основе своей руководствовался положениями предыдущей Конституции Бразилии об экологических и природоохранных функциях государства, а основной целью его создания уже тогда был поиск баланса между экономическим развитием и сохранением природы. Значение Закона от 1981 года сложно переоценить. С изменениями и дополнениями он дожил до сегодняшнего дня, и именно в его рамках была сформирована Национальная система охраны окружающей среды (порт. Sistema Nacional do Meio Ambiente, или Sisnama), а также был создан Реестр защиты окружающей среды (порт. Cadastro de Defesa Ambiental). Sisnama, в частности, отвечает за проведение экологической политики и улучшение качества природной среды на всех уровнях – от федерального до муниципального.
Еще одним важным шагом стал Дополнительный закон № 140 от 2011 года. Он модифицирует и расширяет систему управления природоохранной сферы, одновременно делая эту систему более децентрализованной и демократичной по сравнению с версией 1981 года. Идейно этот документ отражает современные паттерны экологического менеджмента, включая видение заботы об окружающей среде как общего дела государства и общества и акцентирование социальных аспектов экологии.
Кроме того, для бразильской экологической политики имеют большое значение международные документы, определяющие общий вектор движения. Бразилия известна своей активностью на экологическом направлении, она принимала крупнейшие саммиты по этой тематике в 1992 и 2012 года, выступая не только как страна-хозяйка, но и одним из главных локомотивов разработки итоговых документов. Бразилия подписала и ратифицировала Парижское соглашение по климату 2015 года, взяв на себя серьезные обязательства по сокращению выбросов СО2 в атмосферу. Среди документов, на которые опирается страна, можно также отметить Конвенцию ООН о биологическом разнообразии 1992 года, Киотский протокол 1997 года, Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 года и многие другие.
Политика Китая в области охраны окружающей среды
Аналитическая записка №50 / 2024
Проведение стремительной индустриализации в Китае в конце XX в. привело к серьезному загрязнению окружающей среды. Постепенно власти страны начали активизировать усилия в области «зеленой» повестки. Увеличилась доля «зеленых» расходов в ВВП, в пятилетних планах появились «зеленые» задачи, экономический рост стал координироваться с сопутствующими экологическими рисками, кроме того, по-прежнему ведется борьба с экологическими опасностями, не связанными с антропогенным фактором.
В последние годы власти страны пытаются разработать действенные механизмы по контролю за объемами «вредных» выбросов. Проводится достаточно жесткая экологическая политика, которая оказывает воздействие не только на крупный, средний и мелкий бизнес, но и на рядовых граждан, которым приходится адаптироваться к требованиям властей.
Китай — наиболее динамично растущий рынок возобновляемых источников энергии: согласно прогнозам, с 2022 по 2027 гг. в стране будет установлена примерно половина от всех новых мировых мощностей ВИЭ. КНР — мировой лидер по количеству электромобилей, ее доля в мировом производстве фотоэлектрических систем составляет около 80–95%. Государство лидирует в водородной энергетике, а также нацелено занять ведущие позиции в атомной энергетике.
Однако в стране, которая накопила значительное количество экологических проблем за десятилетия и даже столетия своего поступательного развития, экологический вопрос может быть решен лишь при помощи жестких и четких механизмов контроля.
Мы прекрасно знаем, какая страна самая чистая в мире, где дольше всего живут самые счастливые люди, где правительство вводит самые новаторские и актуальные инициативы в области защиты окружающей среды. Но существует и отрицательный рейтинг, который с каждым годом охватывает все больше и больше стран
Афганистан
Население Афганистана страдает не только от политических и экономических проблем, решение которых затягивается на многие десятилетия из-за постоянной борьбы между политическими и террористическими группировками, но и из-за проблем, связанных с экологией.
Постоянные боевые действия привели к тому, что большая часть сельского населения страны переехала в поисках лучшей доли в города, тем самым создав проблему перенаселения. Так, полное отсутствие канализационной системы в столице лишь усилило и без того имеющиеся проблемы Кабула и его пригородов. Также, как утверждает правительство страны, в начале 2000-х годов соседний Пакистан складировал свои ядерные и химические отходы в приграничных зонах.
Кроме проблем с утилизацией мусора, отсутствием качественной питьевой воды в городах, Афганистан страдает от засухи и песчаных бурь, которые вредят как сельским жителям, так и жителям городов.
Нигерия
В столице Нигерии — Лагосе — живут 20 миллионов человек. Кроме того, ряд европейских стран, не имея собственных предприятий по переработке мусора, в течение долгих лет использовал пригороды и столицу этого африканского государства в качестве большой свалки. Нигерия является промышленной страной — здесь добывается уголь, нефть и другие полезные ископаемые; отходы производств не утилизируются, а просто складируются, воздух городов загрязнен. Именно поэтому проблема мусора перед жителями Лагоса и окрестных городов стоит как нельзя остро, ведь свалки разрастаются и из-за собственных отходов производства.
Конечно, в последнее время был принят ряд экологических инициатив — например, переработка отходов в электричество или мобильная утилизация мусора на велосипедах. Но в этом случае решение экологических проблем невозможно без решения политических и социальных задач. Большая часть населения страны живет за чертой бедности, постоянные вооруженные конфликты способствуют обнищанию провинции и массовой миграции людей в города.
Вьетнам
Эта страна, которая является лакомым кусочком для серферов и любителей «зимовки» в жарких странах, не раз оказывалась не только в туристических рейтингах, но и в рейтингах самых грязных стран мира. Главная проблема Вьетнама, как, впрочем, многих государств Азии — мусор. Так, Вьетнам является одной из пяти стран мира, которые оказывают на мировой океан наиболее разрушительное воздействие.
Также к этому стоит добавить и промышленную составляющую — страна добывает бокситы и хром почти средневековым способом, что оказывает негативное влияние не только на качество воздуха, но и на качество питьевой воды.
Бангладеш
Бангладеш, по сути, является грандиозным полигоном по переработке отходов: она перерабатывает не только свой мусор, но и мусор соседних и даже европейских стран. И предприятия с этим не справляются. Эта маленькая страна с самой большой плотностью населения в мире за последнее время испытала на себе две масштабные экологические катастрофы: массовое отравление мышьяком питьевой воды и столкновение с последующим разливом нефти двух танкеров.
Непал
На конец прошлого, 2018 года, Непал был признан страной с самой загрязненной атмосферой. Наиболее сильная концентрация вредных веществ в воздухе отмечена в столице, Катманду, и ряде близлежащих районов. Подобный уровень загрязнения снижает продолжительность жизни населения в целом на четыре года. И конечно же, как многие страны этого региона, Непал страдает от проблемы утилизации отходов. Точнее, от проблемы складирования мусора. Пострадала и «вершина мира» — Эверест. Мусор, оставленный туристами, а также постоянное таяние снегов могут привести к тому, что Эверест останется в будущем красивой и неприступной горой лишь на открытках.
Индия
Индия на протяжении последнего десятилетия постоянно оказывается в подобных печальных рейтингах. Страна страдает не только из-за высокой плотности населения, но и из-за высокой плотности промышленных предприятий. Добыча полезных ископаемых, технические производства ежегодно приносят тонны отходов, загрязняют воду и атмосферу, способствуют эрозии почвы.
На сегодняшний день в стране, где сельское хозяйство является основой жизни большей части населения, около 150 миллионов гектаров земли непригодны для хозяйствования. Из-за этого сельские жители массово переселяются в города, создавая новые экологические проблемы. Густонаселенные города Индии задыхаются от обилия мусора, которые никто и не думает утилизировать, и от выхлопных газов машин и скутеров. Прогнозы относительно экологического будущего этой страны — крайне негативны. В настоящий момент лишь 44% населения страны имеют доступ к чистой питьевой воде, и в будущем эта ситуация будет лишь ухудшаться.
Китай
Экологическая ситуация в этой стране уже давно вышла из-под контроля. Однако правительство КНР полностью признает свои ошибки, хотя и тщательно скрывает актуальные данные по этому вопросу. Экологическая ситуация в стране напоминает змею, пожирающую собственный хвост: если остановить большинство производств, не создавать новые, а заниматься лишь утилизацией отходов заводов и фабрик, экология в стране, конечно, стабилизируется, но это нанесет удар по экономике Китая и пошатнет его место в мировых экономических рейтингах.
Экология и политика на примере двух Корей — Передать поштучно.
Северная Корея: деградация биосферы отдельно взятого государства
С начала 1960-х годов КНДР не публикует никакой экономической статистики, так что все данные о её экономике являются лишь внешними экспертными оценками Изображение: NASA (2003)
Северная Корея во второй половине 90-х годов прошлого столетия пережила голод, после которого пыталась восстановить экономику и уровень жизни путём вырубки деревьев. Пока Южная Корея превращалась в разработчика программ озеленения в масштабах целых государств, Северная — шла по иному пути, постепенно став одним из самых ярких и печальных примеров экологического регресса.История экологии Северной Кореи за последние полвека
Все видели этот или подобный снимок:
Korea at night. Тёмный север и освещённый юг. Всё более освещённый юг и всё более тонущий в темноте север. Чёрно-белая символика — прогресс и регресс. Однако очень мало кто видел другой снимок, он тоже сделан из космоса и он намного страшнее снимка ночного, просто потому, что реиндустриализация это дело не только поправимое, но ещё и поправимое более или менее быстро, было бы желание и были бы деньги. Но вот это поправить очень трудно:
Это зримый результат того, что называют deforestation — уничтожение лесов, что влечёт за собою деградацию биосферы, в данном случае биосферы целого государства. Ранодушному объективу спутника хорошо видно где проходит линия раздела между благополучием и катастрофой — линия эта является демаркационной линией между двумя Кореями.
Как опять же всем известно, Северная Корея во второй половине 90-х годов прошлого столетия пережила голод. Голод привёл к смерти неустановленного числа жителей КНДР (по официальному заявлению властей погибло 220 тыс. граждан, по неофициальным данным от голода умерло гораздо больше людей, вплоть до 3-3.5 млн.). Поскольку такого фактора нашей с вами жизни как статистика в Северной Корее фактически не существует, то с известной степенью условности будем считать, что реальная цифра находится где-то посередине, хотя для государства с населением около 20 млн. даже и 220 тыс. умерших от голода (от голода!) это невообразимо много, тем более что речь идёт о мире конца ХХ века, где есть уже ООН, есть фонды, есть запасы продовольствия, есть доброхоты и существует налаженная система помощи.
Но — случилось то, что случилось. Случился голод. Как с ним справлялись — вопрос отдельный, а мы попробуем разобраться не со следствиями, а с причинами. Когда тогдашнее руководство КНДР снисходило до того, чтобы поговорить с миром, то оно объясняло причины голода очень просто — стихия-с. Очень сильный дождь. Наводнение. Потом засуха. Разверзлись хляби небесные, грянул гром, Ким не перекрестился, ну и вот вам пожалуйста.
На самом деле причин было несколько. То, что с продовольствием в стране плохо было известно уже несколько лет, однако денег на то, чтобы закупить еду за рубежом, не было. У империалистов просить было зазорно, а бывшим друзьям было не до корейцев. И было им не до корейцев до такой степени, что они посмели требовать оплату в твёрдой валюте не только за зерно, но и за удобрения, за пестициды и за горючее. За нефть. А между тем КНДР снимала урожаи хоть и плохонькие, но свои, главным образом за счёт того, что удобряла («удобряла») землю химией в количествах совершенно безбожных. Это вело к деградации почвы, что требовало применения удобрений в ещё больших масштабах, но было не до жиру и в этом порочном круге Северная Корея и вертелась, даже не пытаясь заглянуть в будущее дальше, чем на год, два. А потом братская помощь иссякла, удобрений резко не стало и и без того никудышняя урожайность не менее резко снизилась. Плюс — не стало и горючего, на котором работала сельхозтехника, как не стало и запчастей к очень надёжным советским и китайским тракторам и комбайнам.
Возник сакраментальный в своей вечности вопрос — что делать? Кушать-то хочется. Мудрое северокорейское руководство снизило нормы распределения продовольствия (кто не знает — в КНДР ещё с 50-х прошлого столетия существует система, которая к настоящему времени разбивает население на пятьдесят одну категорию, каждой из которых положен продуктовый паёк, величина которого варьируется в зависимости от множества учитываемых факторов — род занятий, должность, возраст, степень лояльности итд, итд, итд, ну и кроме того даже и вроде бы одинаковая по весу пайка тоже может быть разной, так как кроме веса варьируется ещё и соотношение риса и кукурузы, риса в пайке может быть 3 части, а кукурузы 7, а может быть риса 8 частей, а кукурузы 2, тут — тонкость, восток же!). Снизив вес продовольственных пайков, мудрое руководство одновременно выбросило лозунг о двухразовом приёме пищи в день вместо традиционного трёхразового. Удивительно, но такие дальновидные и своевременные меры положения не спасли, кушать северокорейцам теперь хотелось даже и больше. Ну что ты будешь делать!
И тогда обратились к славному наследию. Вспомнили, что ещё в 1961 году Великий Вождь Ким Ир Сен призвал рачительнее относиться к земле и не ждать попусту милостей от природы, а взять их с присущей пролетариату дерзостью. «Следует подняться в горы, плуг должен прийти туда, где высятся холмы!» Рис, как вы знаете, в Азии выращивают на террасах, ну а теперь, после решений партии и правительства, северные корейцы свели леса, росшие повыше рисовых чек, и засеяли склоны холмов кукурузой и засадили картошкой. Это делали и раньше, но делали ни шатко, ни валко, а тут, подгоняемые бурчащим животом, взялись за дело рьяно, взялись «с энтузиазмом» и за очень короткий срок свели почти половину лесов от того, что к тому моменту в Северной Корее ещё оставалось. Что случилось после этого? Случилось то, что случается на Корейском полуострове каждый год на протяжении последнего миллиона лет. В июне месяце (surprise! surprise!) с Тихого Океана пришёл муссон и принёс с собою сезонный дождь. И дождь смыл всё к чёртовой матери. О том, что корневая система кукурузы и картофельные клубни не смогут держать склон холма, можно было бы, вообще-то, догадаться заранее, но население КНДР было уже приучено руководствоваться в жизни не догадками, а судьбоносными решениями мудрого руководства. Так вот и вышло то, что вышло.
В примитивном обществе люди не видят связи между своими поступками (как общественными, так и личными) и вызванными этими поступками последствиями. Так и в данном случае — никто не смог предсказать причинно-следственную цепочку, закончившуюся катастрофой. Ничем не сдерживаемая вода потекла с гор вниз, оползни разрушили рисовые террасы, началось наводнение, наводнение разрушило дамбы и плотины, было потеряно оборудование гидроэлектростанций, многие из которых были построены ещё японцами, что не позволяло быстро восстановить их работу, так как не было запчастей, а за запчасти к электростанциям, построенным СССР, следовало теперь платить, а платить было нечем, а недостаток энергии привёл к тому, что остановилась работа угольных шахт, а недостаток угля и, как следствие, невозможность обогреться и приготовить пищу, заставил людей опять подниматься в горы и вырубать там то, что осталось невырубленным. Получился порочный круг. Наводнения повторялись каждый год, был смыт слой плодородной почвы, что катастрофу усугубило, так как вода теперь держалась только в период дождей, а потом уходила и после нескольких подряд наводнений началась засуха. Процесс этот давным давно известен и изучен, но известен и изучен в цивилизованном мире, а северные корейцы жили не в цивилизованном мире, а в мире «чучхе».
Что происходило в это же время в Южной Корее?
Мы опять вынуждены возвращаться к Корейской Войне. Когда она закончилась, южная часть Кореи именно в смысле растительности выглядела очень непрезентабельно. Леса в Южной Корее целенаправленно вырубались ещё японцами, а потом по Южной Корее прокатилась война. Понятно, что ни японцы, ни война не идут ни в какое сравнение с северокорейским «трудовым порывом революционных масс», но тем не менее… Но тем не менее, существуй в 1953 году спутники, и сверху Южная Корея выглядела бы разве что чуть получше, чем нынешняя КНДР.
Начало было положено американцами, оккупировавшими Южную Корею. Где-то повыше были приведены цифры помощи, которую оказывали Северной Корее СССР и Китай и Южной Корее — США. И если в Северной Корее изначально создавалась тяжёлая индустрия и шла коллективизация (и заодно её снабжали зерном), то индустриализация Южной Кореи началась только в 1962 году. Но до этого ей была оказана помощь примерно в 3 млрд. долларов, 1 млрд. до начала Корейской Войны и примерно 2 млрд. долларов после её окончания. На что были истрачены эти деньги? На самое разное. Главным образом на всякие образовательные программы и на то, чтобы научить южных корейцев «как делать правильно». Как делать правильно всё на свете. Всё-всё. Как правильно строить дороги, как выглядит правильный дренаж правильно построенного города, как правильно вести статистику, как правильно разводить и забивать скот, как сеять, как жать, где хранить собранное зерно, при какой температуре итд итп.
А ещё американцы занимались в Южной Корее тем, что сажали там деревья.
Обращаю ваше внимание на то, что всё это происходило в начале 50-х прошлого столетия, у нас у всех на слуху был лозунг — «нам не следует ждать милостей от природы, взять их у неё наша задача!», человечество (не всё) ещё только через поколение придёт к мысли, что убивать китов нехорошо, а тут — план по озеленению не приусадебного участка, а — страны.
Программа была американская и деньги на программу дали тоже американцы. В программе было занято несколько сот тысяч человек и ими вручную (ручками, ручками) в Южной Корее было высажено 1.5 миллиарда деревьев. И это было только начало. С тем же корейским упорством, с которым на севере Кореи леса уничтожались, на юге Кореи они высаживались. Когда Южная Корея встала на ноги («поднялась с колен») американцы переложили программу на корейцев. Программа была разбита на несколько этапов и за время её выполнения в Южной Корее было высажено более 11 млрд. деревьев. По мере выполнения программы корейское массовое сознание, воочию убедившись в результатах, изменило своё отношение и к природе в целом. При диктаторе Пак Чжон Хи были приняты драконовские законы, по которым вырубка леса приравнивалась к тяжёлым уголовным преступлениям. К сегодняшнему дню Южная Корея превратилось в разработчика программ озеленения в масштабах целых государств. Начали корейцы с тихоокеанского бассейна, а потом потихоньку, полегоньку вышли и на уровень всемирный. Прямо сейчас осуществляется проект, по которому Южная Корея должна будет засадить лесами Турцию. Турки захотели вернуть Малой Азии античный облик и можно не сомневаться, что корейцы им в этом помогут.
Южная Корея не только сумела прорваться в число государств, определяющих лицо двадцать первого века в технологическом смысле, но она оказалась в состоянии влиять на мир и в смысле экологическом, на саму суть, на «тварность» мира.
Ещё несколько фактов о КНДР
Вызвавший столько пересудов спутниковый снимок взят отсюда:
Тем, кому любопытно, чем занимались американцы в Южной Корее в период между окончанием Корейской Войны и 1960 годом, можно ознакомиться вот с этими документами, если это вам интересно, конечно, там и про деревья есть и про какаву с чаем:
И несколько фактов, не только в контекст ладно укладывающихся, но в чём-то его и дополняющих:
С 1995 и до 2011 года на протяжении 17 (семнадцати) лет доброе человечество оказывало голодающей КНДР помощь в виде поставок продовольствия. Пика поставки достигли в 2000-2002 г. г. когда объём продовольственной помощи доходил до 1.5 млн. тонн в год. Северокорейская верхушка, не успев пропипикать в мрачную неизвестность сигнал SOS, начала с того, что отвергла предложения, исходившие от Южной Кореи, милостиво согласившись принимать помощь только от Японии. Причина была самой банальной — направленная вовнутрь северокорейская пропаганда утверждала, что поставляемое японцами продовольствие это не никакая не помощь, а военные репарации, которыми Япония расплачивается за прошлые грехи. «Это не милостыня, а военная добыча!» Потом живот подвело до такой степени, что согласились и на поставки со стороны Южной Кореи, потребовав, правда, чтобы южнокорейская помощь не имела на себе никаких маркировок, а не то, чего доброго, корейцы северные могли узнать, что рис, который они едят, выращен корейцами южными. Ну, а потом, когда стало не то что не до жиру, но уже и не до рису, помощь принимали от кого угодно, даже и от американцев, которые за эти тощие годы подарили Северной Корее 2.5 млн. тонн продовольствия.
Помощь осуществлялась силами ООН при том, что КНДР наотрез отказалась соблюдать все мыслимые ооновские нормы. Например, работники ооновских миссий не были допущены к распределению ими же поставляемого продовольствия по той причине, что общечеловеческие нормы требовали распределять продовольствие в первую очередь среди самых уязвимых слоёв общества — детей и престарелых. Северокорейская же сторона продолжила повседневную практику продуктовых пайков согласно северокорейским же представлениям о справедливом распределении еды, по которым максимум получали военнослужащие, госаппарат и работники военных предприятий. Остальные получали то, что осталось, при условии что что-то осталось.
Понятно, что с точки зрения прогрессивного человечества это было нехорошо, но гораздо хуже было другое — доставленная в КНДР продовольственная помощь не только расределялась не так, как она должна бы была распределяться по совести, но она ещё распределялась не вся. Северная Корея часть доставленного продовольствия принялась утаивать и создавать из «придержанного» (или, если угодно, «отжатого») стратегические запасы на будущее, справедливо полагая, что голод этот в КНДР не только не первый, но ещё и не последний. Тоталитарные режимы страсть как любят зарываться как в переносном, так и в прямом смысле этого слова, строя подземные заводы, базы и убежища. И стратегические запасы продовольствия тоже были надёжно убраны с чужих и своих глаз долой — в подземные хранилища. Однако у провидения насчёт земных порядков своё мнение и оно распорядилось по-своему — во время очередного наводнения хранилища были затоплены и «стратегические» запасы продовольствия (по некоторым данным до нескольких млн. тонн) самым жалким образом погибли.
Поставки продовольствия сошли на нет только после того, как выяснилось, что КНДР продолжает разработки ядерного оружия.
В мир атома КНДР попала уже в конце 40-х прошлого столетия, когда геологи из СССР обнаружили в Северной Корее месторождения урана, после чего началось советско-северокорейское сотрудничество в ядерной сфере. В конце 50-х — начале 60-х 250 специалистов из КНДР прошли специализацию в ядерном центре в Дубне, в 1959 году было подписано соглашение «о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии», в 1961 году при содействии СССР был построен центр ядерных исследований в Ёнбьёне, в 1965 году СССР поставил КНДР ядерный реактор мощностью в 2 мегаватта, в 1967 году реактор начал работать. (Мне трудно понять, что двигало СССР и что должно было быть в головах у людей, инициирующих ядерную программу в государстве, с которым у них общая граница, но из песни слова не выкинешь. (Между прочим, уже в 70-х северокорейцы обратились к Китаю с просьбой поместить КНДР под китайский ядерный «зонтик», однако китайцы отказались наотрез, так как даже и Мао идея быть втянутым в ядерный конфликт из-за какой-то ничтожной Северной Кореи показалась чересчур уж экстравагантной.)) В начале 80-х Москва поставила Пхеньяну более мощный реактор, однако северокорейцам это показалось недостаточным и в середние 80-х они обратились к СССР с просьбой о сразу двух реакторах в 44 мегаватта каждый. Миролюбивый Михал Сергеич не возражал, но сделка сорвалась и отнюдь не по соображениям национальной безопасности, а по той пошлой и своеобычной причине, что у северокорейцев не нашлось нужной суммы в твёрдой валюте, а экономика, как нам стало в те дни известно, должна быть экономной. Но упорные последователи учения чучхе не сдались и умудрились в конце 80-х запустить газографитовый реактор, с помощью которого можно было нарабатывать плутоний.
А несколькими годами позже в КНДР начался и продолжился голод и соседи и соседушки сообразили, что под эту лавочку можно попытаться уговорить северокорейцев поумерить, а, может, и вообще отказаться от ядерных амбиций. В переговорах участвовали КНДР, США, Китай, Япония, Южная Корея и РФ. Была подписана куча бумаг и было произнесено очень много красивых слов и по этим словам КНДР отказывалась от намерений заиметь ядерное оружие, а взамен американцы строили ей два ядерных реактора на лёгкой воде (американцы на это пошли тем легче, что несли только 10% затрат, 70% оплачивала Япония и 20% Южная Корея), кроме того США гарантировали поставки (бесплатные) до 600 тыс. тонн нефтепродуктов ежегодно, а Южная Корея гарантировала поставки электроэнергии, однако, когда пришла пора переходить от слов к делам, «переговорный процесс» замедлился, а потом и вовсе застопорился. Высокие договаривающиеся стороны принялись выжидать и лавировать, никто не хотел начинать первым, ожидая, что инициативу проявит визави, а время шло, как шли и поставки продовольствия, и северные корейцы если и умирали, то уже не сотнями тысяч, в общем, положение с точки зрения Северной Кореи если и не выправилось, то «острота момента» совершенно точно была снята.
И тут по какому-то недоразумению выяснилось, что всё это время работы по созданию Бомбы как шли, так и идут. «Как же так? — сказали вернувшиеся за стол переговоров представители „свободного мира“, — мы же договорились! Вы же обещали! В конце концов вы бумаги подписывали, вот же ваша подпись, извольте взглянуть.» В этом месте Северная Корея собралась с силами, опёрлась, чтобы не упасть, о стеночку рукой, приняла гордую позу и заявила: «Да, подпись моя. И не знаю, что имели в виду вы, но мы, ведя переговоры и обязуясь, имели в виду только и исключительно плутониевую бомбу и мы её и не делаем, а работаем мы над бомбой из высокообогащённого урана и никакой договор нам этого не запрещает, а потому мы такую Бомбу делали, делаем и делать будем!»
После этого последовала предсказуемая реакция в виде сокращения, а потом и прекращения продовольственной помощи. Первыми это сделали США, а потом к ним присоединилась и Япония. В японском случае дело было не только в высокоинтеллектуальном споре насчёт разницы между плутонием и обогащённым ураном, в конце концов у японцев уже имелся практический опыт как насчёт одного, так и насчёт другого. Проблема лежала в другой плоскости, в гуманитарной. Речь шла о слезинке не только ребёнка, но и вполне взрослых людей. На протяжении шести лет — с 1977 по 1983 в Японии был похищен ряд людей. Самых обычных, ничем не выдающихся японских граждан и гражданок. По данным японских спецслужб похищения были делом рук северных корейцев, которые после соответствующей обработки вынуждали похищенных преподавать язык и излагать в мельчайших деталях повседневную жизнь в Японии слушателям северокорейских разведшкол. Последний форпост дела коммунизма на планете в лице Корейской Народно-Демократической Республики эти «клеветнические измышления империалистической пропаганды» яростно отрицал.
Однако нескольколетняя голодовка подточила волю представителей авангарда человечества и в 2002 году КНДР призналась в 13 случаях похищения японцев и японок (на самом деле похищенных было больше). После этого последовали два визита (в 2002 и в 2004 г. г.) японского премьера Коидзуми в Пхеньян. По результатам этих визитов, сопровождавшихся, что понятно, сопутствующими бесплатными завозами продовольствия, Северная Корея передала Японии пять похищенных, заявив, что остальные восемь помре. «Что с ними случилось? — Они умерли. — Отдайте нам хотя бы их тела. — Не можем. — Почему?! — Их могилы были смыты наводнением.» Таков был официальный ответ северокорейской стороны. Но японцы упорны ничуть не меньше, чем корейцы и в конце концов они добились передачи Японии останков Мегуми Йокота, которая была похищена в 1977 году в провинции Ниигата по дороге из школы домой. В момент похищения Мегуми было 13 лет. Согласно опять же вполне официальным заявлениям представителей Северной Кореи Мегуми Йокода в 1993 году покончила с собой в больнице, куда была помещена по причине «депрессии». Японцы не только упорны, но их ещё трудно обвинить и в легковерии, а потому, получив в 2004 году от северокорейцев урну с прахом, они подвергли его ДНК-анализу и выяснили, что переданные им останки принадлежат не Мегуми, а неизвестному человеку. И без того раскочегаренное к тому моменту общественное мнение Японии в букальном смысле взорвалось и говорить после этого о помощи Северной Корее в любой форме стало не то, что неуместно, а попросту невозможно.
С тех событий прошло уже более десяти лет, но в Японии по сей день продолжают надеяться, что Мeгуми Йокода жива и находится где-то в Северной Корее.
Но хватит о печальном, давайте лучше опять о деревьях. Вот вам известно, что такое nurse-tree? Это дерево, которое по каким-то причинам выделяют среди множества прочих и ухаживают за ним в индивидуальном порядке.
В Южной Корее таких nurse-trees имеется ровно 11573 штуки. Это деревья либо очень редкие, либо очень старые, либо почти сверхъестественно большие. Эти 11573 дерева объявлены национальным достоянием и персональную ответственность за их сохранность несут мэры соответствующих городов и губернаторы провинций. Ныне живущие и здравствующие южные корейцы почитают своим долгом передать эти деревья в целости и сохранности следующему поколению.
Как Индия борется за экологию: пять важных фактов
Фото: Stanislav Rabunski / Unsplash Индия, страна с населением в 1,3 млрд человек, производит 62 млн т мусора ежегодно. Это всего на 2 млн т больше, чем Россия с населением 144 млн человек, где на свалки и перерабатывающие заводы ежегодно вывозится 60 млн т твердых бытовых и коммунальных отходов (ТБО и ТКО). В сборе и сортировке мусора в Индии заняты порядка 5 млн человек из 8 тыс. индийских городов, при этом Индия остается страной, где проблема обращения с отходами является одной из самых острых в мире.
Лес на вес золота
С 1980 года леса Индии законодательно защищены от вырубки, но по факту они практически полностью уничтожены ранее в пользу городов и сельхозугодий. В связи с этим страна — один из крупнейших в мире импортеров леса и продуктов лесопереработки.
При этом Индия не только перерабатывает свои бумажные отходы вплоть до последнего куска картона, но производит и экспортирует бумагу, например, в Китай. По данным FAO (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), еще десять лет назад Индия производила 7,6 тыс. тонн бумаги и картона в год, обгоняя в этом производстве Россию и занимая 13 место из 50 стран в мировом рейтинге.
Сегодня при содействии Российского экспортного центра (РЭЦ) Индия активно закупает лес и бумагу в России. По словам руководителя представительства АО «РЭЦ» Тимура Векилова, порядка 30% нужд Индии в древесине покрывается поставками из-за рубежа.
В ноябре 2019 года на форуме РЭЦ «Сделано в России» обсуждались планы по наращиванию закупок Индией российского леса и целлюлозно-бумажной продукции (ЦБП). Для этого был организован телемост с Нью-Дели. Как отметил генеральный директор ОАО «Центральный научно-исследовательский институт бумаги» Евгений Тюрин, экспорт российской продукции лесопромышленной отрасли в Индию «показывает практически непрерывный рост, причем темпы прироста с мая 2017 года по ноябрь 2018 года не опускались ниже 15%». Именно Индия является стратегически партнером России по поставкам ЦБП, в первую очередь — газетной бумаги.
При этом на форуме РЭЦ эксперт индийской стороны Виджай Сардана высказался не только о «новых возможностях импорта продукции российского ЛПК», но и о перспективах сотрудничества в части экспорта, например, бумаги в Китай.
Интересный факт — бумагу в Индии умеют делать не только из древесины: еще древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных, например, слонов. И сегодня в Индии существуют фабрики, выпускающие такую бумагу.
Лесом сегодня покрыто 20% территории Индии, и он законодательно защищен от вырубки. Такая политика приносит результат: обезлесение не поднялось выше 0,4% за период с 1990 по 2015 год, по данным FAO. В частности, население Мумбаи занято спасением исчезающих мангровых лесов, которые отвечают за экологию и, что важно, являются естественным барьером на пути повышения уровня моря, а проще говоря — защитой местных жителей от наводнений. Мангровые леса в Мумбаи гибнут из-за загрязнения, в частности — пластиком. Бесплодная земля на месте бывшего леса покрыта пластиковыми отходами. Тренд последнего времени — восстановление мангровых лесов: каждый месяц добровольцы в группах по 20 человек принимают участие в очистке территорий бывших лесов и высадке новых деревьев для восстановления экосистемы. Волонтеры уже посадили 55 тыс. деревьев и планируют посадить еще 100 тыс.
Полный запрет на одноразовый пластик
Индия производит 16 тыс. т пластиковых отходов ежедневно (60% идет в переработку), а к 2022 году планирует ввести полный запрет на использование одноразового пластика, так как система переработки в стране недостаточно развита. В 25 из 29 индийских штатов уже действует полный или частичный запрет. За нарушение закона предусмотрено до трех месяцев тюрьмы. Кроме того, на улицах Мумбая действуют специальные наряды полиции, ответственные именно за пресечение использования и продажи пластика на улицах города. Так называемый «Синий отряд» индийской полиции может выписать штраф не только за продажу товаров в пластиковой упаковке на улицах города, но даже за использование одноразовой пластиковой бутылки частным лицом: по закону тюремное заключение может грозить любому использующему пластиковую чашку или стакан. Таким образом, индийский запрет на пластик касается как физических, так и юридических лиц: вне закона теперь любые компании, занимающиеся производством бытового пластика в индийский городах.
Примечательно, что привычные пластиковые трубочки в индийских McDonald’s и Starbucks заменены на аналогичные из биоразлагаемых материалов. В Индии нет одноразовой пластиковой посуды — одноразовые столовые приборы только из древесины. Индусы не только запрещают пластик, но и активно перерабатывают его. А продукты переработки пластика — не только кухонные принадлежности, но даже дороги. Технология создания дорог из пластика предложена индийским ученым: дороги или выкладываются из пластика целиком, или в укладке используются композитные материалы с использованием пластика. Важно, что технология полностью исключает применение привычного асфальтобетона.
Правила по управлению отходами
Управление отходами в Индии — компетенция Министерства охраны окружающей среды, лесов и изменения климата. В 2016 году министерство опубликовало основополагающий свод правил по обращению с твердыми отходами (ТБО) в стране. Новые правила заменили предыдущие, датированные 2000 годом. Изменение правил связано с тем, что потребление и быстрые темпы экономического роста могут увеличить ежегодное количество отходов с 62 млн до 165 млн т. По статистике, сегодня из 62 млн собираются 43 млн т, из них почти 12 млн т идут в переработку, но 31 млн т мусора в год по-прежнему оседает на мусорных полигонах.
Основные положения правил обращения с ТБО постановляют сортировать отходы на три потока: органические и биоразлагаемые, сухие (пластик, бумага, металл, дерево и проч.), а также бытовые опасные (подгузники, салфетки, репелленты от комаров, чистящие средства и проч.). Ожидается, что основные производители отходов, например, гостиничные комплексы или больницы, будут самостоятельно перерабатывать органические отходы на местах или заниматься этим совместно с муниципалитетами.
Важный шаг в борьбе с мусором — обязательство муниципалитетов и местных городских органов включать ранее нелегальных сборщиков мусора в систему наладки сбора. Это обязательство — важный шаг на пути выхода Индии из мусорного кризиса: в 2016 году национальные власти впервые официально признали и включили сборщиков и сортировщиков отходов в созданный процесс обращения. Решение о выводе «черных» мусорщиков из тени позволило органам местного самоуправления значительно оптимизировать свою деятельность, одновременно предоставляя сборщикам отходов возможности получения дохода.
Производителей потребительских товаров обязали внедрить систему сбора отходов упаковки, образующихся в результате производства. Могут взиматься штрафы за сжигание мусора или несанкционированные свалки в общественных местах. Кроме того, постановление запрещает захоронение на свалках отходов, имеющих теплотворную способность 1500 ккал/кг или больше: такие отходы теперь следует либо использовать для выработки энергии, либо для производства топлива, а также переработки на цементных или тепловых электростанциях.
Выход из тени
В переработке мусора в Индии задействованы 5 млн человек из 8 тыс. индийских городов. В основном это женщины и дети, они сортируют мусор в городах и на мусорных полигонах: отходы разделяют по классам и сдают в пункты приема и частным перерабатывающим компаниям.
Не так давно сортировщики в Индии находились вне закона и имели дело только с нелегальными перекупщиками. И это при том, что сбор отходов — одно из наиболее доступных средств к существованию для бедных в Индии, так как требует минимальных навыков. Легальный статус сборщиков и сортировщиков определил принятый в Индии в 2016 году свод Правил обращения с твердыми отходами. В этих правилах термин «сборщик отходов» определяется как «лицо или группа лиц, неформально занимающиеся сбором и рекуперацией твердых отходов многоразового использования и пригодных для повторного использования из источника образования отходов для продажи переработчикам напрямую или через посредников, чтобы заработать себе на жизнь». Внимание к статусу сборщиков неслучайно: по разным оценкам, именно силами сборщиков в переработку идет почти 20% процентов отходов страны.
Сегодня, когда сборщики и сортировщики постепенно получают официальный статус, также приняты законодательные меры по ужесточению наказания за несанкционированный выброс мусора, а муниципалитеты обязаны организовывать корректный сбор. Введены существенные штрафы за сброс мусора в несанкционированных местах, сегодня такой штраф может доходить до $100. Сборщики мусора, получившие официальный статус, носят зеленые жилеты и имеют удостоверения личности. Как правило, они толкают тележки для сбора мусора вдоль улиц, собирая отходы от двери к двери и не сортируют отходы на свалках. Жители и городские власти постепенно начинают относиться к сборщикам как к поставщикам услуг, чей труд оплачиваются официально. Ранее нелегальных мусорщиков воспринимали негативно.
Наконец, в Индии создан первый и полностью принадлежащий работникам кооператив самозанятых сборщиков мусора SWaCH Pune Seva Sahakari Sanstha (SWaCH).
Изменение общественного сознания
В 2014 году Индия запустила пятилетнюю общенациональную программу очистки страны от мусора «Свах Бхарат». Цель программы — популяризация экологичного образа жизни и уборки мусора среди населения. К агитации привлекли кинозвезд, на государственном уровне организовали субботники. Активное вмешательство государства в борьбу с отходами и работа среди населения неслучайны и нарастают: неблагоприятный прогноз предполагает, что объем мусора будет расти пропорционально росту численности населения, а справляться с отходами несмотря на принимаемые меры будет все сложнее.
Общенациональные консолидированные усилия по систематической борьбе с отходами привели к тому, что многие города и населенные пункты в Индии уже начали прилагать индивидуальные усилия, направленные на сбор бытовых отходов: растет гражданская активность среди молодежи, муниципалитеты осознают важность проблемы. Показательны примеры уже упомянутого SWaCH, базирующегося в Пуне, «Чемпионата чистых городов» и еще порядка десяти программ в крупных индийский городах. В Панаджи (штат Гоа) и Алаппуже (штат Керала) уже нет полигонов для мусора: все отходы разделяются и компостируются либо перерабатываются для получения вторичного пластика, металла, бумаги и стекла.
Борьба с отходами в Индии происходит на уровне высокотехнологичного сектора: индийский проект Carbonlites, задача которого — превращение органических отходов в биогазовое топливо, стал победителем международной премии «Лучше вместе» в 2019 году. Команда проекта получила поддержку и развитие бизнес-модели в Германии. Индийский стартап Carbon Masters работает над сокращением отходов Бангалора, объединяя усилия местных властей и жителей для сбора и преобразования пищевых отходов в биогаз. Учитывая, что 60% всех производимых в Индии отходов — органические, можно предположить, что у стартапа есть хорошие перспективы.
Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/green/5de0f5219a7947430839c306?from=copy
Экологические проблемы Африки
В Африке находится 55 государств и 37 крупных городов. К ним относят Каир, Луанду и Лагос.
Данный континент, который принято считать 2-м по величине на планете, расположился в тропическом поясе, поэтому считается, что он самый жаркий на планете. Африканское население, около 1 млрд человек, живет как в тропических лесах, так и пустынных зонах.
В государствах совершенно неразвита не только охрана окружающей среды, а и исследования и внедрение новейших научных процессов, сокращение неблагоприятных выбросов в атмосферу, уменьшение сбросов в канализацию, ликвидация вредных хим.остатков.
Экологические проблемы обуславливаются не правильным использованием ресурсов природы, а именно их неразумной эксплуатацией, перенаселенностью государств, низким уровнем дохода населения и безработицей, так как происходит деградация природной среды.
Глобальные и специфические проблемы
Прежде всего, выделяют 2 вида проблем – глобальные и специфические. К первому виду относят загрязнение атмосферы вредными отходами, химизация окружающей среды и т.п.
Ко второму же виду относят следующие характерные проблемы:
колониальную историю;
расположенность континента в тропическом и экваториальном поясе (население не смогло применить уже известные в мире методы и способы укрепления экологического баланса);
стабильный и хорошо оплачиваемый спрос на ресурсы;
медленное развитие научных и технологических процессов;
очень низкая специализация населения;
повышенная рождаемость, которая приводит к неблагоприятным санитарным условиям;
бедность населения.
Угрозы экологии Африки
Кроме выше перечисленных проблем Африки, специалисты уделяют особое внимание следующим угрозам
Вырубка тропических лесов – представляет опасность для Африки. Представители запада приезжают на данный континент за качественной древесиной, поэтому существенно сократилась площадь тропических лесов. Если и дальше продолжать рубить деревья, африканское население останется без топлива.
Из-за вырубки лесов и совершенно нерациональных способов ведения хозяйства происходит на данном континенте опустынивание.
Стремительное истощение почвы Африки, происходящее по причине неэффективных аграрных методов и использования химикатов.
Нерациональное использование воды во время орошения, неэффективное распределение по участку и многое другое приводит к нехватке воды на этом континенте.
Повышенная загрязненность воздуха по причине развитой промышленности и большого числа выбросов в атмосферу, а также отсутствия воздухоочистных конструкций.