Ученые разработали инновационный метод очистки воды
Новый самоочищающийся электрод позволяет значительно уменьшить экономические потери и повысить безопасность процесса.
Светлана Левченко Автор новостей
Группа китайских исследователей совершила прорыв в области синтеза пероксидов щелочноземельных металлов (MO2), представляющих собой перспективную альтернативу перекиси водорода (H2O2) в очистке сточных вод и дезинфекции. В статье, опубликованной в журнале Nature Nanotechnology, ученые представили новый тип самоочищающегося электрода с улучшенной структурой поверхности, позволяющий производить MO2 с высокой стабильностью и чистотой.
Традиционно синтез MO2 осуществляется путем разложения H2O2. Однако такой метод связан с быстрым распадом исходного вещества, что приводит к неэффективному использованию перекиси водорода, а также к дополнительным экономическим и экологическим рискам, связанным с его хранением и транспортировкой. В этом контексте исследовательская команда под руководством профессора Лу Чжии из Института технологий и материаловедения в Нинбо (NIMTE) и профессора Цзя Цзиньпина из Шанхайского университета Цзяотун предложила метод электросинтеза MO2 в режиме «in situ», то есть «на месте», непосредственно в очищаемой воде.
Суть инновации заключается в создании специального электрода с покрытием из тефлона, который включает в себя соединение углерода с кислородом и никелем (T-NiOC). Благодаря наноструктуре и низкой энергии поверхности у такого электрода минимальная площадь контакта с жидкостью, что позволяет синтезированному MO2 быстро отслаиваться от электрода, предотвращая тем самым засорение системы. В результате достигается высокая стабильность работы электрода в течение более чем 1000 часов, избирательность синтеза MO2 при этом составляет около 99%.
В ходе испытаний синтезированный CaO2 показал высокую эффективность в деградации антибиотика тетрациклина, превосходя результаты, которые можно достичь при использовании традиционной H2O2. Это указывает на потенциальную эффективность MO2 в борьбе с устойчивыми органическими загрязнителями.
Разработка нового метода синтеза MO2, по мнению ученых, может полностью изменить подходы к электрохимическим реакциям и найти широкое применение не только в очистке воды, но и в других отраслях промышленности, где требуются стабильные и эффективные окислители.
Ранее ученые нашли способ разлагать токсичные отходы с помощью обычной лампочки.
Проекту первого российского серийного электромобиля отказано в бюджетном кредите
Компания Zetta из-за отсутствия средств вынуждена перенести старт производства
Запуск серийного производства российского электромобиля City Modul 1 компании Zetta отложен на период после 2020 г. из-за того, что компания не получила заем в 99,9 млн руб. от Фонда развития промышленности (ФРП), рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. В займе отказал экспертный совет фонда. Это подтвердили гендиректор Zetta Денис Щуровский и представитель фонда.
Zetta хотела начать серийное производство в начале 2020 г., потом из-за пандемии перенесла планы на конец года. «В этом году мы однозначно не успеем начать производство. Планы по запуску сохраняются, но переносятся», – говорит Щуровский. ФРП создан Минпромторгом для поддержки промышленных инвестиционных проектов, в первую очередь в обрабатывающих производствах, и выдает за счет бюджетных средств сверхльготные займы на конкретные проекты. Zetta, например, хотела получить деньги под 1% годовых на пять лет.
По мнению экспертного совета, собственных средств компании и займа фонда недостаточно для запуска производства с нуля, объяснил представитель ФРП. «Компании нужен инвестор, который поверит в рыночные перспективы продукта и будет готов софинансировать проект вместе с фондом. ФРП готов рассмотреть заявку еще раз, как только такой инвестор будет найден», – уточнил он. Компания Zetta – по сути стартап, фонд же кредитует инвестпроекты уже работающих компаний, которые смогли бы обслуживать и возвращать заем из прочей выручки, добавляет федеральный чиновник.
City Modul 1 должен стать первым российским серийным электрокаром. Собственный электромобиль разработал «АвтоВАЗ»: еще в 2011 г. он представил электрическую Lada Ellada на шасси Lada Kalina. Но серийной машина так и не стала, за 10 лет было выпущено всего 100 экземпляров пилотной партии, часть из которых так и осталась на заводе. В маркетинговых целях Ellada купил гендиректор «Ростеха» (госкорпорации принадлежат 32,4% «АвтоВАЗа») Сергей Чемезов.
Zetta планирует выпускать электромобили на собственной площадке в Тольятти, ее пиковая мощность – 15 000 единиц продукции в год. Намечены к производству три модификации электромобиля – базовая, medium (средняя) и топ-версия. Компоновка рассчитана на трех пассажиров и водителя. Базовая версия будет стоить 550 000 руб., запас ее хода на одной подзарядке составит 180 км. Топовая модификация будет полноприводной с запасом хода до 360 км, в medium-версии пробег сохранится такой же, привод будет на передние колеса. Опытные образцы уже собраны в базовой и топовой версиях, рассказал Щуровский. «Мы продолжаем собирать и испытывать опытные образцы, сейчас проходим сертификацию и рассчитываем получить одобрение типа транспортного средства», – уточнил он. Автомобиль можно будет подзаряжать и от розеток 220–380 Вт, и от трансформаторов. Кроме того, Zetta подписала дорожную карту с «Россетями» о строительстве электрозарядных станций.
В разработку моделей, выпуск опытных образцов и создание производственной площадки уже было вложено 570 млн руб. собственных средств, рассказал Щуровской. В том числе в создание производства уже вложено 139 млн руб., именно на завершение этого этапа проекта компания и запрашивала заем фонда, говорит представитель ФРП.
«Компания Zetta может доработать проект с учетом замечаний экспертного совета ФРП и выйти на повторное рассмотрение заявки», – сказал представитель Минпромторга. Правительство в декабре 2019 г. утвердило план мероприятий по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 г., который обеспечит создание дополнительных стимулов для развития в том числе направления электродвижения. К примеру, одним из мероприятий плана является оснащение дорожной и городской инфраструктуры комплексами зарядных станций для электромобилей, говорит представитель министерства.
А с июля 2020 г. в программе «Льготное автокредитование» предусмотрена скидка в 25% от стоимости электромобиля, приобретаемого гражданами России в кредит, добавил собеседник. Компания рассматривает возможность подать повторную заявку в ФРП, говорит Щуровской. Но, возможно, компания сумеет сама профинансировать проект, добавляет он, также возможна поддержка со стороны правительства Самарской области.
По данным агентства «Автостат», на 1 июля в России насчитывалось 7925 легковых электромобилей 10 брендов. На долю Nissan приходится более 85% этого количества. Машины Tesla занимают около 6%, а Mitsubishi – 4% рынка. «Прежде всего Zetta будет рассчитана на городского пользователя в больших городах, там, где будет создаваться инфраструктура для автомобилей», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Электромобили – это все еще очень нишевый рынок, при этом тренд указывает на то, что со временем они будут набирать популярность, считает аналитик.
Zetta уже не первый проект электрокара российской разработки. В 2010 г. инвестиционная группа «Онэксим» Михаила Прохорова занялась разработкой гибридного автомобиля, получившего название «Ё-мобиль». Запуск производства планировался на 2012 г., но в 2014 г. проект свернули.
Лестница для рыб
Вероятно, существует все меньше и меньше явлений и событий, за которыми невозможно понаблюдать посредством веб-камеры. Однако вы еще не сталкивались с веб-камерой, аналогичной веб-камере венгерского погодного портала Time Picture. Посетив плотину на реке Тиса в Центральной Венгрии, в 130 км к востоку от Будапешта, с названием Kiskörei Vízlépcső (Водная лестница в п. Кишкэре), что в переводе на русский язык значит Водная лестница в Кишкэре, вы можете увидеть самый большой экологический тунель в Центральной Европе – так называемую рыбную лестницу. Сооружение обходит плотину каналом длиной почти 1400 метров, обеспечивая свободную миграцию рыб круглый год между озером Тиса и нижним участком плотины. На объекте установлена контрольная комната, из которой можно наблюдать за движением рыб через смотровые окна. Но если вы просто хотите наслаждаться видом плывущих рыб сидя дома, вы можете сделать это посредством веб-камеры.