Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды (DBU)
В рамках государственной природоохранной программы стоит упомянуть «Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды» — самый большой экологический фонд Европы. Он оказывает грантовую поддержку экологическим проектам. С момента своего создания в 1991 году на гранты было выделено более 1 млрд. евро. Помимо грантов, DBU каждый год присуждает «Немецкий приз окружающей среды» в размере 500 тысяч евро.
Основные общественные экологические организации
В Германии существует огромное количество природоохранных союзов и общественных организаций. Среди них широко известны национальные экологические организации: BUND (Союз охраны окружающей среды и природы Германии) и NABU (Союз охраны природы Германии).
Эти организации оказывают существенное влияние на принятие экологически значимых решений в Германии, так как действуют на высоком научном уровне по всей стране. Истории BUND и NABU сходны: их природоохранная деятельность охватывает множество регионов и земель уже около 20-30 лет; они занимаются самыми разными вопросами от локальных мероприятий до проблем глобализации и изменения климата.
В результате антиатомного движения 1968-го года и пацифистского движения 70-80х широко развилось общественное движение, объектом критики которого является распространенная точка зрения о приоритете экономики перед экологией. Сторонники этого движения, как правило, и составляют большую часть природоохранных союзов. Сами союзы считаются открытыми для вступления: каждый, в силу своих умений, знаний и навыков, может стать членом союза на местном или национальном уровне. Такой вид, чаще всего неоплачиваемого, участия в Германии называется Ehrenamt — «долг чести».
Для того, чтобы стать членом природоохранного союза, не обязательно вести очень активную деятельность. Значительная часть членов ограничивается уплатой взносов и чтением корпоративной газеты. Тем не менее, именно эти членские взносы составляют около трети финансовых поступлений в организации. Если сравнивать BUND и NABU в отношении источников финансирования, то необходимо заметить, что NABU более открыт для сотрудничества и финансовой поддержки коммерческих компаний. При этом около 45 процентов бюджета союзов — это средства от пожертвований. Оба союза также получают деньги от проектов Министерства.
Законная возможность влиять на принятие решений
Немецкое законодательство предоставляет неправительственным экологическим организациям возможность участвовать в процессе принятия управленческих решений. К таким решениям относят, например, проекты новых улиц, железнодорожных путей, аэропортов, и.т.д. Ведомства могут использовать знания экспертов общественных организаций для того, чтобы реально представлять и оценивать ситуацию. Законы в Германии призваны сохранить равновесие интересов нескольких сторон, так как принимающие решения, как правило, находятся под давлением заинтересованных лиц, которые намерены получить выгоду от планируемого проекта.
До 2002 года возможности экологических организаций ограничивались в основном тем, что они могли получать информацию по проектам от ведомства, выражать свою критику проектов и предлагать какие-либо изменения. Но ведомство вовсе не обязано было реагировать на эту критику и вносить предлагаемые изменения в проект. Хотя на самом деле, пожелания экологических организаций часто учитывались. Ведь все понимали, что другого рычага давления у экологических организаций просто нет.
Что принесет новая власть экологии?
Зелёная партия является партнером правительственной коалиции, но все же не членом правительства Германии, как раньше. Поэтому пока неясно, будет ли продолжаться политика природоохраны, которая осуществлялась в последние годы. Но коалиционный договор новых правящих партий Германии предусматривает сохранение основных достижений предыдущих правительств в экологии. ХДС признает, что план отказа от атомной энергетики остается на повестке дня, и настаивает на том, чтобы он был открыт для обсуждений.