Рейтинг маркетплейсов в 2023: топ-7 платформ для онлайн-торговли
13.09.2023
Западный формат онлайн-торговли стремительно завоевал широкую аудиторию в России и прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Сегодня россиянам нравится пользоваться услугами удобных площадок, потому что так гораздо проще сравнивать цены, выбирать бренды и совершать различные покупки в одном месте. Тем более что такой формат шоппинга существенно экономит драгоценное время, а для продавцов открывает прекрасные возможности для роста и масштабирования бизнеса.
Делимся с вами подборкой топ-7 востребованных в России онлайн-площадок для успешного ведения бизнеса в 2023 году.
Что такое маркетплейс и как он устроен
До сих пор многие путают такие понятия, как «маркетплейс», «агрегатор» и «интернет-магазин». У начинающих предпринимателей всё ещё нет понимания, как в e-commerce всё устроено. Поэтому прежде всего необходимо разобраться что же такое маркетплейсы и для чего они нужны.
Маркетплейс – это онлайн-площадка, где продавцы размещают свои товары или услуги, а люди выбирают оптимальные варианты по характеристикам (цена, свойства, параметры). При этом важно, что сами платформы ничего не продают, их задачи:
– обеспечить продвижение товаров;
– привлечь трафик;
– сделать сайт и поиск товаров удобными;
– увеличить продажи селлеров.
На сегодня в России пользуются популярностью:
- OZON;
- Wildberries;
- «Яндекс.Маркет»;
- «Мегамаркет»;
- AliExpress;
- Lamoda;
- KazanExpress.
У каждой площадки есть свои правила, но основной принцип работы един для всех и выглядит следующим образом:
- Регистрация селлера.
- Оформление продавцом карточек товара в личном кабинете с подробным описанием и качественными фотографиями.
- Размещение товара на собственном складе или использование площадей маркетплейса.
- Обеспечение покупателя максимально удобной системой поиска товара и простым оформлением покупок.
- Оформление доставки товара покупателю.
- Перевод маркетплейсом денег селлеру за совершенные продажи.
Виды маркетплейсов
Маркетплейсы делятся на несколько видов:
- Продажа товаров. Это все перечисленные выше площадки, на которых можно продать или покупать товары и услуги.
- Продажа услуг. Сюда относят биржи фрилансеров FL.ru или Etxt, UBER, Яндекс Go.
- Продажа информации и нематериальных благ. К таким площадкам относятся сервисы Spotify, twitch, Google Play.
- Инвестиционные и финансовые биржи, площадки краудфандинга. Например, Маркетплейс ЦБ, Boomstarter.
Плюсы и минусы маркетплейсов для продавцов
У любого сервиса есть не только преимущества, но и недостатки. Для начала обратим внимание на достоинства работы с маркетплейсами:
- Старт с нуля. Для начала работы на маркетплейсе не требуется наличие сайта магазина. Достаточно получить статус ИП, ООО или самозанятого, зарегистрироваться, закупить товары и начать торговлю.
- Отсутствие издержек. Раз сайт не нужен, то нет и расходов на его разработку и поддержку, контекстную рекламу и SEO. Значит, нет дополнительных издержек на программистов, оптимизаторов и других профильных специалистов.
- Продажи под ключ. От продавца не требуется особых усилий: достаточно привезти товар на склад (или вовсе не возить, если имеется свой или арендованное место на сторонней площадке) и оформить карточки товаров. Всё остальное – хранение, продажи, доставку – берёт на себя агрегатор.
- Первые места в поиске. Алгоритмы интернета устроены так, что в поисковой выдаче маркетплейсы регулярно занимают позиции в топе, в отличие от обычных интернет-магазинов. А значит шансы на успешную торговлю с помощью платформ значительно выше.
- Больше возможностей. Маркетплейс даёт гораздо больше возможностей продавцам для продвижения и, соответственно, больше клиентов. Интернет-магазинов на просторах сети – тысячи, но о большинстве из них мало кто знает и поэтому объёмы торговли у них гораздо ниже. А если они же начинают размещаться на маркетплейсах, то бренд становится более узнаваем, а поток клиентов существенно увеличивается.
- Удобная аналитика по товарам. У большинства площадок в личном кабинете есть возможность изучить статистику по просмотрам, корзинам и даже покупкам.
Как в любой системе не обходится и без недостатков:
- Конкуренция. В топе обычно показываются самые дешёвые товары, поэтому продавцам часто приходится вынужденно снижать цены, а это далеко не всегда окупается.
- Реклама. Алгоритмы маркетплейса выводят в топ обычно продавцов, которые регулярно покупают рекламу. Многие селлеры утверждают, что если не участвовать в рекламных акциях, то товары никогда не поднимутсят в выдаче.
- Требования площадки. Нужно педантично соблюдать все требования и условия маркетплейса, начиная от упаковки товара для склада и заканчивая требованиями к размеру и качеству фото в карточке. Иначе велика вероятность блокировки аккаунта или товара.
- Комиссия и прочие платежи. Каждая площадка диктует свои условия и вводит различные комиссии для того, чтобы экосистема работала как часы. Без этого, к сожалению, не обойтись.
- Зависимость от маркетплейса. У многих площадок в договорах прописано, что они имеют право менять условия работы в одностороннем порядке. То есть об изменении правил селлер узнает по факту, без обсуждений и каких-либо предупреждений. Это стоит учитывать и чётко отслеживать все изменения.
Топ маркетплейсов в России
Подготовили список самых популярных и востребованных платформ для бизнеса, где селлеру в 2023 году можно удобно продавать товары и услуги.
1. Wildberries
Самый большой маркетплейс в России, который с конца 2022 года занимает около 17% всего рынка, а по оборотам уже пару лет занимает первое место. Однако в последнее время участились жалобы на площадку со стороны продавцов, поэтому стоит внимательно изучить все условия платформы, прежде чем начинать работу.
Wildberries регулярно занимает верхние строчки различных рейтингов маркетплейсов, и этому есть причины:
– на сайте представлена продукция более чем 28 тысяч брендов;
– в день оформляется более миллиона заказов;
– дневная аудитория превышает 6 миллионов посетителей;
– в России и странах СНГ работают более 7 тысяч пунктов выдачи заказов.
Однако не всё так безоблачно. В работе с площадкой есть свои достоинства и недостатки.
Плюсы:
- Удобный и интуитивно понятный личный кабинет, где легко оформить карточку и отслеживать аналитику.
- Быстрая доставка до покупателя, а значит и оперативное завершение сделки.
- Перевод денежных средств за приобретенные товары каждый понедельник.
Минусы:
- Платная регистрация поставщиков (10 тыс. рублей).
- Платная приёмка товара (от 10 руб. за единицу).
- Высокая конкуренция.
- Частая порча товара и недовложения.
- Проблемы с работой личного кабинета (часто не работает).
- Нарекания к работе службы поддержки (систематически игнорируют обращения).
- Высокая комиссия (до 19% с каждой сделки).
Сайт: seller.wildberries.ru
2. Ozon
Маркетплейс регулярно входит в тройку самых популярных платформ в России. К концу 2022 года количество активных продавцов превысило 150 тысяч, следовательно, площадка наращивает обороты и обеспечивает регулярный сбыт товаров. Здесь можно продвигать и продавать практически любые товары и услуги: от канцелярии до мебели. Форматов работы с маркетплейсом три:
- DBS – маркетплейс занимается хранением, сборкой и логистикой заказов, а продавец платит за сервис.
- FBS – селлер упаковывает товары сам и передаёт их площадке, оплачивая только доставку.
- FBO – продавец доставляет товар до склада, за всё остальное отвечает маркетплейс.
Сервис работает с несколькими категориями предпринимателей:
– индивидуальные предприниматели;
– юридические лица;
– самозанятые.
Плюсы:
- Бесплатная и быстрая регистрация на площадке за 1 день.
- Прозрачная и понятная аналитика.
- Бесплатная приёмка товара.
- Минимальная вероятность порчи и потери товаров.
- Возможность оплачивать рекламные инструменты бонусами.
- Наличие бесплатного обучения прямо на площадке Озон.
- Клиентоориентированная служба поддержки.
- Гибкая система кредитования продавцов.
Минусы:
- Система оплаты. Переводы осуществляются 2 раза в месяц, но за дополнительные взносы возможен вариант перечислений ежедневно или по запросу.
- Длительный срок доставки товаров до покупателя.
- В некоторых категориях продажи ниже, чем у других маркетплейсов.
- Комиссия (от 5 до 40% в зависимости от тарифа).
Сайт: seller.ozon.ru
3. Яндекс.Маркет
Это не совсем маркетплейс в стандартном понимании, он скорее похож на большой супермаркет, где можно купить всё: от соли до пылесоса. «Яндекс.Маркет» прочно вошел в тройку крупнейших в России маркетплейсов по оборотам. При этом пока сервис не так популярен у покупателей, как другие платформы, хотя сейчас в развитие вливаются крупные суммы. Пока площадкой пользуются в основном жители центральной части страны, где открыто большое число пунктов выдачи и налажена быстрая система доставки.
Плюсы:
- Комфортная программа лояльности для покупателей.
- Низкая комиссия для дешёвых товаров.
- Бесплатная регистрация на площадке.
Минусы:
- Недостаточное количество пунктов выдачи заказов по стране.
- Мало складов для отгрузки товара.
- Длительное ожидание ответа от службы поддержки.
- Комиссия взимается за каждый переход с площадки на сайт селлера.
Сайт: partner.market.yandex.ru
4. «Мегамаркет»
«Мегамаркет» – относительно новый маркетплейс, который входит в экосистему «Сбербанка». На площадке продаются товары практически любой категории.
Плюсы:
- Быстрые выплаты.
- Продавец сам определяет цены на товары.
- Нет обязательного требования хранения товара на складе площадки.
- Фиксированные ставки по категориям.
- Оплата только за выкупленные заказы.
- Широкая сеть пунктов выдачи.
Сайт: https://megamarket.ru
5. AliExpress
Китайский маркетплейс, который помогает бизнесу продавать товары онлайн по всей России. На протяжении последних 5 лет входит в топ самых посещаемых сайтов в мире. Ежемесячная аудитория маркетплейса в России более 29 миллионов, но пока, к сожалению, продавцы из РФ могут продавать товары только на территории нашей страны. Зарубежный рынок сбыта для отечественных предпринимателей площадка не открывает.
Плюсы:
- Бесплатная регистрация магазина.
- Комиссия 0% на продажу первых 100 товаров (или 6 месяцев), далее 5% или 8%.
- Бесплатные 100 доставок.
- Доставка по России от 69 рублей.
- 0% комиссия за привлеченный трафик в ваш магазин на AliExpress.
Минусы:
- Площадка работает только с ИП и юрлицами.
- Жёсткие требования к продавцам и реализуемым товарам.
Обратите внимание, что пользователям InSales доступна:
– выгрузка товаров на AliExpress через YML файл;
– автоматическое обновление остатков и цен каждые 4 часа.
– синхронизация и обработка заказов.
Сайт: https://aliexpress.ru
6. Lamoda
Площадка осуществляет торговлю только модной одеждой, обувью и аксессуарами. Ежемесячная аудитория платформы более 16 млн человек.
Плюсы:
- Удобный личный кабинет.
- Наличие Call-центра.
- Реклама за счет компании.
- Широкая сеть пунктов выдачи по России и СНГ.
Минусы:
- Сотрудничество только с юридическими лицами.
- Высокая комиссия, которая рассчитывается индивидуально и может достигать 70%.
- Не менее 50 артикулов товара для старта работы.
- Наличие системы ЭДО.
- Выплаты раз в месяц.
Сайт: Lamoda.ru
7. KazanExpress
Универсальный быстрорастущий маркетплейс, где продавать можно любые товары, которые не запрещены законодательством РФ. Ежедневная аудитория более 3 млн человек.
Плюсы:
- Быстрая и бесплатная доставка товаров (за сутки).
- Вывести со счета можно сумму от 1000 рублей.
- Возврат товара в течение 7 дней.
- Постоянно растущее число пунктов выдачи заказов.
- Выплаты в течение 7 дней с момента оплаты заказа.
Минусы:
- Размер комиссии от 3 до 35% в зависимости от цены товара. Чем меньше стоит товар, тем выше комиссия.
Сайт: kazanexpress.ru
Какой маркетплейс выбрать
Большинство новичков начинают свой путь с OZON или Wildberries и только потом пробуют силы на «Яндекс.Маркете» и остальных площадках. Однако не стоит забывать о весьма высокой стоимости регистрации на ВБ, поэтому гораздо выгоднее для старта отдать предпочтение другим платформам.
К тому же у OZON, «Яндекс.Маркета» и «Мегамаркета» хорошее консультационное сопровождение и простой в использовании личный кабинет. Для новичков это очень важные критерии выбора.
Также выбор во многом зависит от географии продаж. Если вы планируете доставку товаров в отдаленные регионы, то предпочтение лучше отдать площадкам с широкой сетью ПВЗ (Wildberries, OZON и «Яндекс.Маркет»).
От ассортимента товаров тоже во многом зависит выбор площадки. Так, например:
- «Яндекс.Маркет» – идеален для торговли техникой;
- Wildberries – это фэшн-сегмент;
- «Мегамаркет» – торговля продуктами и товарами для дома;
- AliExpress – тысячи мелочей для дома и аксессуары
- OZON – подходит практически для любых категорий товаров
Ни в коем случае не ориентируйтесь исключительно на тренды продаж выбранной площадки – это заведомый провал. Только тщательный анализ и расчет позволят вам выявить гарантированно перспективные и маржинальные позиции для торговли.
Заключение
Выход на маркетплейсы – это отличная возможность для предпринимателей не только расширить аудиторию и географию продаж, но и масштабировать свой бизнес.
На сегодняшний день выбор платформ для работы весьма широк. При этом у каждой площадки есть свои преимущества и недостатки, поэтому выбор зависит от ваших целей. Важно тщательно изучить все варианты и выбрать тот, который лучше всего вам подойдет. Не бойтесь сделать первый шаг и начать бизнес сегодня!
Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов
https://top100.datainsight.ru/