Справочник эколога

Актуальные новости для эколога

Ограничение выбросов парниковых газов: как повлияет на деятельность предприятий?
«Справочник эколога» №8 2021 / Новое в законодательстве
Наконец опубликован Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (вступит в силу с 01.01.2022; далее — Федеральный закон № 296-ФЗ), разговоры о котором лидировали в информационной повестке последних месяцев. В статье рассмотрим, какие ограничения выбросов парниковых газов (далее — ПГ) установлены Федеральным законом № 296-ФЗ и планируемыми к выпуску подзаконными актами.
 
Федеральный закон № 296-ФЗ направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов ПГ. Поскольку закон рамочный, к 01.01.2022 должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие.
Рассмотрим, как повлияет на деятельность хозяйствующих субъектов планируемое ограничение выбросов ПГ.
Перечень парниковых газов
Федеральный закон № 296-ФЗ дает следующее определение парниковым газам: ПГ — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают или переизлучают инфракрасное излучение.
Узнать больше:
Учет выбросов парниковых газов: отчетность и ответственность
Выбросы парниковых газов от производства: все, что нужно знать
Предлагается утвердить перечень ПГ, подлежащих учету на территории РФ:
• двуокись углерода (CO2);
• метан (CH4);
• закись азота (N2O);
• гидрофторуглероды (ГФУ);
• перфторуглероды (ПФУ);
• гексафторид серы (SF6);
• трифторид азота (NF3).
Регулируемые организации
Федеральный закон № 296-ФЗ также вводит понятие «регулируемые организации» — юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами ПГ в количестве, эквивалентном 150 тыс. т и более углекислого газа в год за период до 01.01.2024 (на 2022–2023 гг.), 50 тыс. т и более — после 01.01.2024.
Такая двухэтапная разбивка хозяйствующих субъектов по массе выбросов связана с тем, что информация о выбросах ПГ хозяйствующими субъектами практически отсутствует, имеются только экспертные оценки. В силу этого целесообразно на первом этапе определить регулируемые организации с массой выбросов парниковых газов 150 тыс. т углекислого газа в год, а затем, откорректировав законодательство, перейти к остальным значимым источникам выбросов ПГ.
Критерии отнесения к регулируемым организациям
Правительство РФ до 01.01.2022 должно утвердить критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям.
Критерием отнесения к регулируемым организациям станет осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем следующей хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 150 тыс. т углекислого газа в год и более (на 2022–2023 гг.):
 
№ п/п
Деятельность, сопровождаемая выбросами ПГ
1
Стационарное сжигание всех видов газообразного, жидкого и твердого топлива в котельных агрегатах, турбинах, печах, инсинераторах и других теплотехнических агрегатах, осуществляемое с целью выработки тепловой и (или) электрической энергии для собственных нужд организаций или отпуска потребителям, а также для осуществления иных технологических операций (за исключением сжигания биогаза, биомассы и продуктов ее переработки)
2
Сжигание на факельных установках природного газа, попутного нефтяного газа, шахтного метана и других углеводородных смесей от продувки скважин, дегазации и вентиляции угольных шахт, опорожнения и продувки технологического оборудования и трубопроводов, утилизации некондиционных углеводородных смесей, нейтрализации выбросов загрязняющих веществ и других технологических операций
3
Проведение технологических операций, осуществляемых при добыче, транспортировке, хранении и переработке нефти и природного газа, а также при добыче угля подземным способом (удаление технологических газов в атмосферу через свечи и дефлекторы (отведение, рассеивание, стравливание) без сжигания или каталитического окисления, продувки скважин, технологических трубопроводов, участков газопроводов, технологического оборудования; стравливание из технологического оборудования, из коммуникаций, участков газопроводов; вытеснение воздуха газом; выветривание (дегазация); пуски, остановки, изменение режимов работы газоперекачивающих агрегатов, а также дегазация сопутствующих газов из угольных пластов и вентиляция воздуха угольных шахт)
4
Промышленные процессы, связанные с переработкой нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях (стационарное сжигание топлива, сжигание углеводородных смесей в факелах, каталитические процессы крекинга и риформинга, прокалка кокса и производство водорода, сжигание углеводородных смесей в факелах, производство нефтяного кокса и окисленных битумов, сероочистка)
5
Производство кокса (сжигание топлива в печах коксования, окисление углерода кокса и коксующихся углей, сжигание сопутствующих продуктов производства кокса)
6
Кальцинация (высокотемпературное разложение) карбонатного сырья при производстве цемента, получении клинкера (включая использование углеродсодержащих некарбонатных материалов при производстве клинкера), извести, а также при производстве керамических изделий (кирпичей, кровельной черепицы, глазурованных керамических труб, огнеупорных и керамзитовых изделий, напольной и стеновой плитки, столовых и декоративных предметов (бытовая керамика), керамической сантехники, технической керамики и неорганических абразивных материалов со связующим)
7
Высокотемпературное расплавление карбонатов щелочных и щелочноземельных элементов при производстве всех типов стекла, включая тарное стекло, листового стекла, стекловолокна и стеклянной (минеральной) ваты (код ОКВЭД 2 — 23.1 «Производство стекла и изделий из стекла»)
8
Паровой риформинг газообразного углеродсодержащего сырья или частичное окисление жидкого или твердого углеродсодержащего сырья при производстве аммиака, получении карбамида (мочевины), товарного углекислого газа или других химических веществ
9
Каталитическое окисление аммиака и проведение химических реакций с окислами азота при производстве азотной кислоты, капролактама, глиоксаля и глиоксиловой кислоты
10
Дожигание отходящих технологических газов и отходов производства в печах дожига и факельных установках, отведение технологических газов в атмосферу без сжигания, а также сжигание отходящих технологических газов, побочных продуктов и отходов производства для энергетических и технологических целей при получении метанола, этилена и пропилена, этилендихлорида, окиси этилена, акрилонитрила, сажи в нефтехимическом производстве
11
Производство хлордифторметана (ГХФУ-22, хладон-22) и элегаза (гексафторид серы)
12
Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве железорудных окатышей, агломерата, железа прямого восстановления, чугуна, стали и стального проката
13
Окисление углерода топлива, сырья, восстановителей, углеродсодержащих материалов и разложения карбонатов при производстве ферросплавов (феррохрома, ферромарганца, ферромолибдена, ферроникеля, ферросилиция, ферротитана, ферровольфрама, феррованадия, силикомарганца и других видов ферросплавов или металлического кремния)
14
Нарушение технологических параметров в электролизерах при использовании электролитического способа получения первичного алюминия, использование анодной массы и предварительно обожженных анодов в результате окисления углерода анодной массы и анодов в электролизерах, производство предварительно обожженных анодов и прокалке кокса в результате сжигания топлива
15
Неэнергетическое использование топлива (использование топлива в технологических процессах, не связанных с выработкой энергетических ресурсов), применение восстановителей и карбонатных материалов в технологических процессах при производстве кальцинированной соды, водорода, свинца, цинка, целлюлозно-бумажное производство
16
Сжигание ископаемого топлива авиационным или железнодорожным транспортом: в результате потребления авиационного топлива на всех типах воздушных судов (самолетов), используемых организациями для осуществления внутренних коммерческих авиационных перевозок, включая рейсы без коммерческой загрузки, регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, а также для осуществления внутрироссийских пассажирских и грузовых перевозок магистральным железнодорожным транспортом, а также вспомогательными установками и тепловозами
17
Ведение сельскохозяйственной деятельности, связанной с рисоводством и разведением крупного рогатого скота, овец, свиней и других домашних животных, а также птиц
 
Критерии будут действовать два года, а с 01.01.2024 будут введены критерии осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 50 тыс. т углекислого газа в год и более.
Отчет о выбросах парниковых газов
Регулируемые организации ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в Росприроднадзор отчет о выбросах ПГ в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством РФ. Росприроднадзор осуществляет проверку указанных отчетов и ведет реестр выбросов ПГ (государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах ПГ).
В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусмотрена ответственность за непредставление отчетов о выбросах ПГ (а также представление их не в полном объеме и (или) представление в них недостоверной информации), а именно наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от 100 до 150 тыс. руб.;
• на юридических лиц — от 200 тыс. до 1 млн руб.
Оценка выбросов парниковых газов
У хозяйствующих субъектов еще есть время для оценки фактических выбросов ПГ в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов ПГ.
 
Правовое регулирование
Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утверждены Приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300.
 
Методические указания и руководство касаются следующих отраслей промышленности:
• металлургия;
• нефтепереработка;
• прочие промышленные процессы;
• сжигание в факелах;
• сжигание топлива и производство материалов;
• транспорт.
В долгосрочной перспективе
Чтобы понять долгосрочные перспективы сокращения ПГ, необходимо обратиться к Указу Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», которым в целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения от 12.12.2015 Правительству РФ поручено:
а) обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов ПГ до 70 % относительно уровня 1990 г. с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ;
б) разработать с учетом особенностей отраслей экономики Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 г. и утвердить ее;
в) обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов ПГ, а также по увеличению поглощения таких газов.
 
Н.Д. Сорокин, заместитель генерального директора ООО «Фирма «Интеграл»», к.ф.-м.н.
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

Проверки: правительство создаст единую систему контроля за всем надзором в стране
В аппарате правительства создается так называемая цифровая платформа мониторинга КНД — инструмент, объединяющий всю имеющуюся у органов власти информацию о том, что происходит в этой сфере.
Посмотреть

Зарегистрирован в Минюсте порядок утверждения программы повышения экологической эффективности
Приказом Минпромторга России от 28.12.2020 № 4708 утвержден порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности.
Посмотреть

Минприроды России дало комментарий по постановке на госучет объектов НВОС
В письме от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ Минприроды России разъясняет вопросы постановки объектов НВОС на государственный учет.
Посмотреть

Какие правовые последствия накопления отходов производства и потребления свыше 11 месяцев?
Предприятие за 12 месяцев накопило отходы, но сверхлимитного образования отходов не произошло. Какие санкции применимы к предприятию за накопление отходов в пределах лимитов более 11 месяцев?
Посмотреть

ФАС России вносит изменения в сферу обращения с ТКО
Проектом постановления Правительства РФ предусмотрены изменения в некоторые акты Правительства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Посмотреть

Подготовлены приказы Минприроды по регулированию недропользования
На портале regulation.gov.ru размещены проекты приказов Минприроды, меняющих как порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами в отношении участков недр, так и прекращения права пользования недрами.
Посмотреть

Единый реестр субъектов МСП сформирован на месяц раньше
10 июля 2021 года переформирован реестр МСП в соответствии с Федеральным законом от 27.10.2020 № 349-ФЗ. Ранее он формировался ежегодно 10 августа.
Посмотреть

Необходимо ли предприятию оформлять заявку на соответствие площадки для ТКО и включения в реестр мест накопления ТКО?
Необходимо ли промышленному предприятию подавать заявку на соответствие площадки ТКО санитарно-эпидемиологическим требованиям, если в договоре с региональным оператором ничего не прописано относительно площадки ТКО? Или все же обязанность подавать такую заявку остается за региональными операторами, вывозящими ТКО?
Посмотреть

О совершенствовании экологического законодательства
Российское экологическое законодательство нуждается в совершенствовании. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит преимущественно определения, общие положения и отсылочные нормы. Какие нормы следует в нем закрепить?
Посмотреть

В пилотном режиме начал работать портал с обязательными требованиями к бизнесу
На портале можно ознакомиться с требованиями, которые должны соблюдать компании и предприниматели в различных сферах.
Посмотреть

ФККО снова может пополниться новыми позициями
Подготовлен проект приказа Росприроднадзора «О внесении изменения в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242».
Посмотреть

Минприроды дало пояснения по НМУ
В письме от 25.06.2021 № 20-50/8842-ОГ Минприроды России разъяснило требования законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в части разработки мероприятий при НМУ.
Посмотреть

Градостроительная экспертиза: типовые замечания и проблемы. Комментарий ФАУ «Главное управление государственной экспертизы»
В статье вы найдете: типовые замечания экспертов к результатам изысканий, перечень документов (сведений), необходимых для обоснования проектных решений, природоохранные ограничения, причины отрицательного заключения государственной экспертизы.
Посмотреть

Ошибка в протоколе анализа промышленных выбросов: последствия для предприятия
Результаты анализа выбросов выдаются в виде протокола КХА, который затем используется в различных документах по объекту НВОС и отчетах в Росприроднадзор. А если в протоколе КХА допущена ошибка? Рассмотрим последствия для предприятия.
Посмотреть

•  Обязательные требования, методики выбросов, категоризация НВОС. Что волнует экологов сегодня? (читать статью)
•  Надо ли согласовывать НДВ и НДС для объектов II и III категорий? (скачать статью)
•  Ошибка в протоколе анализа промышленных выбросов: последствия для предприятия
•  Градостроительная экспертиза: типовые замечания и проблемы
•  Нормативы допустимых сбросов: очередное обновление или обнуление?
•  Что нужно знать о прокурорском надзоре в экологической сфере
и многое другое…


Подготовлен справочник НДТ по утилизации и обезвреживанию отходов термическими способами
На портале проектов НПА размещен проект приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий утилизации и обезвреживания отходов термическими способами»».
Посмотреть

В ФККО внесены новые позиции
Приказ Росприроднадзора от 29.03.2021 № 149 «О внесении изменения в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242» расширил ФККО почти на 20 позиций.
Посмотреть

Отменены пени за несвоевременное или неполное внесение квартальных авансовых платежей за III квартал 2020 года, I, II и III кварталы 2021 года
Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 342-ФЗ, позволят хозяйствующим субъектам избежать начисления пеней в связи с несвоевременным или неполным внесением квартальных авансовых платежей, а также возвратить уплаченные (взысканные) за неуплату пени, начисленные за НВОС.
Посмотреть

Опубликован доклад Роспотребнадзора о канцерогенных рисках
Роспотребнадзор выпустил в общий доступ доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2020 году», подготовленный в конце мая 2021 года. В докладе собраны статистические данные по загрязненности воздуха, воды, почвы за 2020 год.
Посмотреть

Для транспортирования каких отходов необходимо устанавливать оборудование ГЛОНАСС?
Необходимо ли оборудовать транспортное средство системой ГЛОНАСС при транспортировании отходов, не относящихся к ТКО?
Посмотреть

Проверки: запущен Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий
Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», оператором которой является Генпрокуратура России, введена в промышленную эксплуатацию.
Посмотреть
Наивные пожелания товаропроизводителей: реформа РОП, проходи мимо!
Реформирование механизма расширенной ответственности производителей (РОП) вступило в фазу законотворчества. Создаются проекты законов, призванных сформировать каркас будущей системы сбора и переработки отходов, а также финансовую модель системы РОП. Но почему товаропроизводители снова недовольны?
Посмотреть
Росприроднадзор разъяснил требования законодательства по ОВОС
В письме от 21.06.2021 № МК-05-01-27/19075 «О разъяснении требований законодательства» Росприроднадзор информирует об особенностях, установленных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999.
Посмотреть
Статьи из журнала
Обязательные требования, методики выбросов, категоризация НВОС. Что волнует экологов сегодня?
Поговорили с директором Юридического центра промышленной экологии Дмитрием Михайловичем Мишуковым о злободневных экологических вопросах, которые волнуют наших читателей.
Посмотреть
Надо ли согласовывать нормативы допустимых выбросов и сбросов для объектов II и III категорий?
Ранее НДВ и НДС для объектов II и III категорий не подлежали ни санэпидэкспертизе, ни согласованию, ни утверждению. В начале 2021 года ситуация изменилась. В статье расставляем точки над «i».
Посмотреть


Принят закон об упрощении процедур лицензирования в России
Принятые Госдумой изменения вносятся в федеральные законы, в соответствии с которыми осуществляются разные виды федерального и регионального государственного контроля и надзора, муниципального контроля. Также упрощается процедура лицензирования.
Посмотреть
Таблица предварительно согласованных методик для включения в перечень Минприроды России
В рамках международного технологического форума «Экомониторинг выбросов в атмосферный воздух» был обнародован список методик, предварительно согласованных Минприроды для включения в Перечень методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Посмотреть
Приложения к отчету ПЭК (в том числе при сдаче через Личный кабинет)
Какие документы необходимо прикладывать к отчету ПЭК при условии его сдачи через Личный кабинет природопользователя?
Посмотреть
Разработаны правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС
На портале проектов НПА размещен проект постановления правительства РФ «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Посмотреть
Утратил силу регламент по выдаче разрешений на сбросы в водные объекты
Утратил силу Приказ Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты».
Посмотреть
Даны разъяснения о расчете платы за негативное воздействие на работу ЦСВ
Разъяснения даны в письме Минстроя России от 28.01.2021 № 2812-ИА/04 «О плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения».
Посмотреть
В какой орган подавать заявку о постановке объекта НВОС на учет?
Объект предположительно 3 категории НВОС. Какой орган в модуле ПНВ выбирать (РПН или МЭПР) для направления заявления?
Посмотреть
Статьи из журнала
Федеральный закон № 248-ФЗ: новые положения государственного надзора. Что изменится для предприятий?
С 01.07.2021 вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который призван устранить недостатки действующей системы государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.
Посмотреть
Методика исчисления вреда атмосферному воздуху
Для реализации принципа платности природопользования устанавливаются таксы и методики исчисления вреда окружающей среде и ее компонентам. Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха. Кто должен будет платить и как рассчитывается размер вреда? Разберем на примере условного предприятия.
Посмотреть


Опубликован проект положения о федеральном государственном экологическом надзоре

Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора).
Посмотреть

С 1 января 2022 года вступают в силу масштабные изменения в законодательство о недропользовании
Опубликован Федеральный закон от 30.04.2021 № 123-ФЗ, которым внесены изменения в Закон РФ «О недрах» и статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Посмотреть

Даны разъяснения по вопросам ГЭЭ в отношении рабочей документации объекта I категории
В письме Минприроды России от 16.04.2021 № 12-50/4939-ОГ «О проведении государственной экологической экспертизы» даны разъяснения по вопросам ГЭЭ в отношении рабочей документации на техническое перевооружение объекта I категории.
Посмотреть

Минприроды намерено дополнить перечень типовых дополнительных профессиональных программ в области ООС и экологической безопасности
В письме от 16.04.2021 № 15-50/5021-ОГ Минприроды России рассмотрело вопрос о программах обучения в области экологической безопасности.
Посмотреть

Правительство утвердило перечень видов контроля для запуска системы обязательного досудебного обжалования
С 1 июля 2021 года начнет действовать процедура обязательного досудебного обжалования решений надзорных органов для 62 видов государственного контроля, включая федеральный государственный экологический надзор и федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Посмотреть

Предложено лишать статуса регоператора за неоднократные нарушения
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому юрлицо за неоднократное нарушение требований к обращению с ТКО будут лишать статуса регионального оператора.
Посмотреть

Экологические поручения по итогам президентского послания
Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Посмотреть

Внесены уточнения в перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств
Распоряжением Правительства РФ от 26.04.2021 № 1067-р внесены уточнения в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р).
Посмотреть

Нужна ли установленная СЗЗ для получения лицензии на обращение с отходами?
Организация оформляет лицензию на обращение с отходами (сбор и обработка). Роспотребнадзор требует наличия СЗЗ для получения СЭЗ на вид деятельности. Является ли это требование правомерным?
Посмотреть

Статьи из журнала
Федеральный закон № 248-ФЗ: новые положения государственного надзора. Что изменится для предприятий?
С 01.07.2021 вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который призван устранить недостатки действующей системы государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.
Посмотреть

Реестровая модель лицензирования
Мало кто знает, что с 01.01.2021 стартовала реестровая модель лицензирования. Как отразится на отрасли обращения с отходами переход к реестровой модели лицензирования? Понадобится ли лицензиатам переоформлять ранее выданные лицензии или вносить сведения о них в реестр? Попробуем разобраться.
Посмотреть
Минэкологии предупреждает: с 1 июня перевозить строительные отходы без электронного талона запрещено Минэкологии Подмосковья совместно с профильными ведомствами Правительства Москвы предупредили предприятия и организации о том, что с 1 июня вступают в силу новые правила перемещения на переработку отходов сноса, строительства и грунтов. Посмотреть
С 1 сентября 2021 года вступают в силу новые требования к материалам ОВОС Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 утверждены требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду. Материалы ОВОС включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении ОВОС планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Посмотреть
Отчетность о выбросах для объектов III категории будет сдаваться в составе отчета ПЭК Предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» в части уточнения положений об отчетности по выбросам для объектов III категории. Посмотреть
Подготовлены изменения в методику исчисления вреда почвам Размещен проект приказа Минприроды России «О внесении изменений в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238». Посмотреть
Минприроды разъяснило сроки постановки на учет объектов строительства Объекты строительства продолжительностью более 6 месяцев относятся к объектам НВОС III категории в соответствии с новыми Критериями, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Посмотреть
Подготовлена типовая программа обучения лиц, допущенных к обращению с отходами Опубликован проект приказа Минприроды России «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы образования (повышения квалификации) лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». Посмотреть
Статьи из журнала
Канализационные очистные сооружения: эффективный жизненный цикл На каждом этапе жизненного цикла очистных сооружений требуется принятие решений, которые определят экологический и экономический эффект от инвестиций: выбор эффективной технологии и оборудования, быстрый их запуск в работу, поддержание работоспособности сооружений, а при необходимости их реновация. Рассмотрим, что учесть на каждом этапе и каких ошибок избежать. Посмотреть
Плата за размещение отходов: как право собственности на отходы до сих пор всех сбивает с толку Кто должен вносить плату за НВОС при размещении отходов — этот вопрос решен несколько лет назад более чем однозначно. Тем не менее на практике законодательные требования могут толковаться весьма искаженно. О популярных заблуждениях читайте в статье. Посмотреть
Методика исчисления вреда атмосферному воздуху Для реализации принципа платности природопользования устанавливаются таксы и методики исчисления вреда окружающей среде и ее компонентам. Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха. Кто должен будет платить и как рассчитывается размер вреда? Разберем на примере условного предприятия. Посмотреть
Актуальные новости для эколога
В воздушное законодательство введут нормативы запаха Зарегистрирован и направлен в Госдуму законопроект, призванный разрешить стандартную ситуацию: жители жалуются на неприятный запах, а контролирующие органы не могут определить ни источник запаха, ни его состав, а также привлечь нарушителя к ответственности ввиду правового пробела. Посмотреть
Как обжаловать требования в доначислении платы за НВОС? Росприроднадзор высчитал ошибку в декларации о плате за НВОС и сделал доначисления. Как отстоять свою позицию и доказать правильность данных? Посмотреть
Готовятся изменения в регламент по утверждению НООЛР для объектов I категории Предлагается изменить места и сроки предоставления госуслуги, основания для отказа в утверждении и переоформлении НООЛР, срок действия НООЛР и др. Посмотреть
Государственную экспертизу проектной документации будут проводить одновременно с ГЭЭ Размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления возможности параллельного проведения государственной экспертизы проектной документации одновременно с государственной экологической экспертизой проектной документации». Посмотреть
ФАС России разъясняет в письме вопросы взимания платы за негативное воздействие на ЦСВ Документ поможет избежать претензий ведомства к водоканалам при выставлении ими счетов абонентам за негативное воздействие на ЦСВ и сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод. Посмотреть
Подготовлены правила размещения, обновления экологической информации Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) будет размещаться на официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем. Посмотреть
Статьи из журнала
Новые правила лицензирования для работы с отходами С 01.01.2021 вступило в силу новое Положение о лицензировании деятельности по обращению с отходами. Лицензионные требования претерпели ряд изменений — как положительных, так и весьма дискуссионных. Рассмотрим лицензионные требования и запрашиваемые документы по видам работ. Посмотреть
Как выстроить отношения с регоператором Из статьи вы узнаете: как изменить способ расчета за услугу (платить не по нормативу, а по факту); с каким отходами работает регоператор, как часто он должен их вывозить, в какое время; кто заключает договор при арендных отношениях, кто закупает контейнеры; какие ошибки предприятий могут привести к судебным разбирательствам и др. Посмотреть

Как снизить плату за ТКО?

Каждый вид хозяйственной деятельности имеет свои отходы, в т.ч. твердые коммунальные (далее — ТКО). В связи с переходом на новую систему обращения с отходами все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. При этом действующее законодательство определяет варианты взаимодействия хозяйствующих субъектов и регоператоров.

Понятие собственника отходов закреплено в п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»: собственник отходов — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Следовательно, собственник отходов вправе принимать решение о дальнейших действиях, связанных с обращением с отходами. Это подтверждает письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО»: хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Словарь

ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами[1].

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

Одним из вариантов коммерческого учета ТКО является учет объема и (или) массы сортированных ТКО[2]. Если хозяйствующий субъект заинтересован в таком сборе ТКО, это позволит снизить объем ТКО и, соответственно, плату за ТКО за счет передачи соответствующим организациям компонентов, подлежащих переработке.

Просчитаем такое снижение на примере Забайкальского края.


[1] Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020).

[2] Подпункт «а» п. 2 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (в ред. от 15.09.2018; далее — Правила № 505).

Е.В. Филиппова, кандидат технических наук, заместитель генерального директора по экологическим вопросам «ГазНефтеПром», доцент, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, председатель регионального отделения Российского экологического общества
А.Е. Кузина, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «ГазНефтеПром»

Три способа расчета квартальных авансовых платежей за НВОС.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1250 внесены изменения в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Правила). Среди внесенных изменений — новый порядок расчета квартальных авансовых платежей.

Правила скорректированы в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральным законом от 27.12.2019 № 450-ФЗ (далее — Федеральный закон № 450-ФЗ).

Речь идет о новом порядке расчета квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Ранее используемая формулировка «1/4 части суммы платы, уплаченной за предыдущий год» не была однозначной и вызывала споры, т.к. рассчитанная и подлежащая уплате за предыдущий год сумма могла в разы отличаться от суммы, рассчитанной к уплате по итогам текущего (отчетного) периода.

Например, сумма уплаченных авансовых платежей, определенная исходя из отсутствия разрешительных документов, оказывалась больше суммы платы, рассчитанной по итогам отчетного периода, в который разрешительные документы были получены.

Теперь плательщики могут сами выбрать способ расчета ежеквартальных платежей. Данное нововведение хоть и не разрешит споры и конфликты, вызванные действовавшей ранее формулировкой, но позволит избежать их в будущем. Пользоваться новой системой расчета ежеквартальных платежей природопользователи начинают с первого квартала 2020 г.

При этом в соответствии с нормами Федерального закона № 450-ФЗ выбранный способ расчета авансовых платежей на следующий за отчетным год должен быть указан в составе декларации о плате за НВОС за отчетный год. Выходит, что при установленном применении положений Федерального закона № 450-ФЗ к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020, декларация о плате за НВОС за 2019 г., подаваемая в 2020 г., уже должна была содержать информацию о способе расчета авансовых платежей.

Однако соответствующие изменения в форму декларации о плате за НВОС вовремя внесены не были. Пока что последние изменения, внесенные в форму декларации уже после подписания Федерального закона № 450-ФЗ, не учитывают этих нововведений. Как разъясняет Минприроды России, до внесения в форму декларации указанных изменений плательщики вправе самостоятельно в свободной форме проинформировать территориальные органы Росприроднадзора о выбранных способах определения квартальных авансовых платежей.

Предусмотрены следующие способы расчета авансовых платежей.

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Разъяснен вопрос о регулировании деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

<Письмо> Минприроды России от 07.09.2020 N 25-50/11514-ОГ
«О рассмотрении обращения по вопросу регулирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления»


Разъяснен вопрос о регулировании деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Сообщается, в частности, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Региональный оператор осуществляет свою деятельность только в тех зонах, на которых он выбран путем конкурсного отбора.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий повысит прозрачность контрольно-надзорной деятельности.

С июля 2021 г. вводится запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

<Информация> Генпрокуратуры России от 23.09.2020 «Контроль по-новому: Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий повысит прозрачность контрольно-надзорной деятельности»

Сообщается, что во исполнение Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой РФ принимаются меры к трансформации Единого реестра проверок в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Обновленный реестр будет содержать информацию обо всех вводимых вышеуказанным законом новых видах контрольных (надзорных) мероприятий: контрольной закупке, мониторинговой закупке, выборочном контроле, инспекционном визите, рейдовом осмотре, документарной проверке, выездной проверке, выездном обследовании, наблюдении за исполнением обязательных требований.

Кроме того, контролеры должны будут вносить данные об осмотре, досмотре, опросе, получении письменных объяснений, об истребовании документов, отборе проб (образцов), инструментальном обследовании, испытаниях, экспертизе, эксперименте, об отнесении объектов контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

С июля 2021 года вступает в силу запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр. В связи с этим будет технически исключена возможность внесения соответствующих сведений «задним числом».

Новый реестр обеспечит больший объем гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с контролирующими органами и повысит гласность контрольно-надзорной деятельности.

Актуализирован регламент организации и проведения Росприроднадзором государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.07.2020 № 923 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня»

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении Росприроднадзором и ее территориальными органами государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росприроднадзора и территориальными органами Росприроднадзора, их должностными лицами и заявителями при предоставлении государственной услуги.

При предоставлении государственной услуги правами и обязанностями заявителя обладают следующие лица:

— в отношении объектов, указанных в подпунктах 1 — 3, 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон N 174-ФЗ) — лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ, проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, проектов соглашений о разделе продукции в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 4 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — соискатели лицензии (лицензиаты), определенные Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 280;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 5 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющееся заказчиком по подготовке проекта технической документации, а также осуществляющее подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 7 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — лицо, планирующее осуществлять хозяйственную и (или) иную деятельность, а также лицо, отвечающее за подготовку документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы;

— в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — лицо, определенное в качестве застройщика (технического заказчика) в соответствии с пунктами 16, 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, а также лицо, отвечающее за подготовку документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на создание искусственного земельного участка, либо лицо, с которым заключен договор о создании искусственного земельного участка.

Срок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается в приказе или решении об организации и проведении государственной экологической экспертизы и не должен превышать 2 месяца с начала ее проведения, определенной в соответствии с датой приказа или решения.

Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 статьи 27 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» не может превышать 45 календарных дней после ее предварительной оплаты в полном объеме.

Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, находящихся на территории Калининградской области, в случаях, указанных в части 1 статьи 19.2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 16-ФЗ), не может превышать 45 календарных дней после ее предварительной оплаты и приемки комплекта заявительных документов в полном объеме.

Срок проверки комплектности заявления и документации составляет 7 календарных дней со дня их регистрации.

Срок оплаты проведения государственной экологической экспертизы составляет 30 календарных дней со дня получения заявителем соответствующего уведомления.

Срок направления уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги составляет не более 7 рабочих дней с момента наступления соответствующего основания.

В приложении приведена форма заявления о предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Настоящий Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу Приказа Минприроды от 6 мая 2014 г. N 204, которым утвержден Административный регламент, регулирующий аналогичные правоотношения.


Источник: КонсультантПлюс.

Президент поручил проверить соблюдение природоохранного законодательства.

Перечень поручений по результатам проверки исполнения положений законодательства об обращении с отходами производства и потребления, отнесенными к III классу опасности

1. Правительству Российской Федерации в целях формирования и реализации экологически эффективной промышленной политики:

а) рассмотреть на заседании вопрос о выполнении Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Минаматской конвенции по ртути, в том числе в части, касающейся перемещения и утилизации опасных отходов и внедрения малоотходных технологий в целях снижения вреда, причиняемого здоровью человека и окружающей среде.

Доклад ? до 1 ноября 2020 г.;

б) по итогам заседания, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, и с учетом ранее данных поручений принять меры, направленные:

на установление значений целевых показателей ресурсосбережения и энергетической эффективности при подготовке отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в целях сокращения потребления природных ресурсов и повышения уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

на формирование механизмов стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к достижению значений указанных целевых показателей, в том числе в рамках института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки;

на включение в паспорт отходов производства и потребления сведений о доле полезных компонентов в их составе и описания этих компонентов в целях вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также описания опасных для здоровья человека и окружающей среды свойств таких отходов, на внесение соответствующих сведений в государственный кадастр отходов производства и потребления;

на гармонизацию систем классификации отходов производства и потребления, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом оценки опасных свойств таких отходов;

на создание экотехнопарков, предназначенных для производства товаров (продукции) с применением отходов производства и потребления, в том числе на базе имеющихся объектов промышленной инфраструктуры.

Срок ? 1 февраля 2021 г.

Ответственный: Мишустин М.В.

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) провести проверку соблюдения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о вовлечении отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

б) при участии ФСБ России и МВД России провести проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий), требований законодательства Российской Федерации:

о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I?IV классов опасности, а также об использовании заявленных технологий и оборудования;

об обращении с отходами производства и потребления в части, касающейся соблюдения порядка ведения учета и отчетности в данной сфере;

в) при необходимости представить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Срок ? 1 февраля 2021 г.

Ответственный: Краснов И.В.

Источник: kremlin.ru

Определены перечень и значения технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1430 «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов»

Технологические показатели устанавливаются отдельно для очистных сооружений, предназначенных для очистки смешанных (городских) сточных вод, и для очистных сооружений, предназначенных для очистки поверхностных сточных вод, с учетом мощности очистных сооружений, категории которых по мощности определяются согласно приложению к Постановлению (от сверхкрупных до сверхмалых), а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Технологические показатели устанавливаются в виде среднегодовых значений концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты.

Источник: КонсультантПлюс

ПОДЕЛИТСЯ
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •