Справочник эколога

Как снизить плату за ТКО?

Каждый вид хозяйственной деятельности имеет свои отходы, в т.ч. твердые коммунальные (далее — ТКО). В связи с переходом на новую систему обращения с отходами все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. При этом действующее законодательство определяет варианты взаимодействия хозяйствующих субъектов и регоператоров.

Понятие собственника отходов закреплено в п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»: собственник отходов — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Следовательно, собственник отходов вправе принимать решение о дальнейших действиях, связанных с обращением с отходами. Это подтверждает письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО»: хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Словарь

ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами[1].

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

Одним из вариантов коммерческого учета ТКО является учет объема и (или) массы сортированных ТКО[2]. Если хозяйствующий субъект заинтересован в таком сборе ТКО, это позволит снизить объем ТКО и, соответственно, плату за ТКО за счет передачи соответствующим организациям компонентов, подлежащих переработке.

Просчитаем такое снижение на примере Забайкальского края.


[1] Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020).

[2] Подпункт «а» п. 2 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (в ред. от 15.09.2018; далее — Правила № 505).

Е.В. Филиппова, кандидат технических наук, заместитель генерального директора по экологическим вопросам «ГазНефтеПром», доцент, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, председатель регионального отделения Российского экологического общества
А.Е. Кузина, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «ГазНефтеПром»

Три способа расчета квартальных авансовых платежей за НВОС.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1250 внесены изменения в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Правила). Среди внесенных изменений — новый порядок расчета квартальных авансовых платежей.

Правила скорректированы в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральным законом от 27.12.2019 № 450-ФЗ (далее — Федеральный закон № 450-ФЗ).

Речь идет о новом порядке расчета квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Ранее используемая формулировка «1/4 части суммы платы, уплаченной за предыдущий год» не была однозначной и вызывала споры, т.к. рассчитанная и подлежащая уплате за предыдущий год сумма могла в разы отличаться от суммы, рассчитанной к уплате по итогам текущего (отчетного) периода.

Например, сумма уплаченных авансовых платежей, определенная исходя из отсутствия разрешительных документов, оказывалась больше суммы платы, рассчитанной по итогам отчетного периода, в который разрешительные документы были получены.

Теперь плательщики могут сами выбрать способ расчета ежеквартальных платежей. Данное нововведение хоть и не разрешит споры и конфликты, вызванные действовавшей ранее формулировкой, но позволит избежать их в будущем. Пользоваться новой системой расчета ежеквартальных платежей природопользователи начинают с первого квартала 2020 г.

При этом в соответствии с нормами Федерального закона № 450-ФЗ выбранный способ расчета авансовых платежей на следующий за отчетным год должен быть указан в составе декларации о плате за НВОС за отчетный год. Выходит, что при установленном применении положений Федерального закона № 450-ФЗ к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020, декларация о плате за НВОС за 2019 г., подаваемая в 2020 г., уже должна была содержать информацию о способе расчета авансовых платежей.

Однако соответствующие изменения в форму декларации о плате за НВОС вовремя внесены не были. Пока что последние изменения, внесенные в форму декларации уже после подписания Федерального закона № 450-ФЗ, не учитывают этих нововведений. Как разъясняет Минприроды России, до внесения в форму декларации указанных изменений плательщики вправе самостоятельно в свободной форме проинформировать территориальные органы Росприроднадзора о выбранных способах определения квартальных авансовых платежей.

Предусмотрены следующие способы расчета авансовых платежей.

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Разъяснен вопрос о регулировании деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

<Письмо> Минприроды России от 07.09.2020 N 25-50/11514-ОГ
«О рассмотрении обращения по вопросу регулирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления»


Разъяснен вопрос о регулировании деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Сообщается, в частности, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Региональный оператор осуществляет свою деятельность только в тех зонах, на которых он выбран путем конкурсного отбора.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий повысит прозрачность контрольно-надзорной деятельности.

С июля 2021 г. вводится запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

<Информация> Генпрокуратуры России от 23.09.2020 «Контроль по-новому: Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий повысит прозрачность контрольно-надзорной деятельности»

Сообщается, что во исполнение Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой РФ принимаются меры к трансформации Единого реестра проверок в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Обновленный реестр будет содержать информацию обо всех вводимых вышеуказанным законом новых видах контрольных (надзорных) мероприятий: контрольной закупке, мониторинговой закупке, выборочном контроле, инспекционном визите, рейдовом осмотре, документарной проверке, выездной проверке, выездном обследовании, наблюдении за исполнением обязательных требований.

Кроме того, контролеры должны будут вносить данные об осмотре, досмотре, опросе, получении письменных объяснений, об истребовании документов, отборе проб (образцов), инструментальном обследовании, испытаниях, экспертизе, эксперименте, об отнесении объектов контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

С июля 2021 года вступает в силу запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр. В связи с этим будет технически исключена возможность внесения соответствующих сведений «задним числом».

Новый реестр обеспечит больший объем гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с контролирующими органами и повысит гласность контрольно-надзорной деятельности.

Актуализирован регламент организации и проведения Росприроднадзором государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.07.2020 № 923 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня»

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении Росприроднадзором и ее территориальными органами государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росприроднадзора и территориальными органами Росприроднадзора, их должностными лицами и заявителями при предоставлении государственной услуги.

При предоставлении государственной услуги правами и обязанностями заявителя обладают следующие лица:

— в отношении объектов, указанных в подпунктах 1 — 3, 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон N 174-ФЗ) — лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ, проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, проектов соглашений о разделе продукции в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 4 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — соискатели лицензии (лицензиаты), определенные Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 280;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 5 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющееся заказчиком по подготовке проекта технической документации, а также осуществляющее подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 7 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — лицо, планирующее осуществлять хозяйственную и (или) иную деятельность, а также лицо, отвечающее за подготовку документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы;

— в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — лицо, определенное в качестве застройщика (технического заказчика) в соответствии с пунктами 16, 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, а также лицо, отвечающее за подготовку документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы;

— в отношении объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ — лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на создание искусственного земельного участка, либо лицо, с которым заключен договор о создании искусственного земельного участка.

Срок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается в приказе или решении об организации и проведении государственной экологической экспертизы и не должен превышать 2 месяца с начала ее проведения, определенной в соответствии с датой приказа или решения.

Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 статьи 27 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» не может превышать 45 календарных дней после ее предварительной оплаты в полном объеме.

Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, находящихся на территории Калининградской области, в случаях, указанных в части 1 статьи 19.2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 16-ФЗ), не может превышать 45 календарных дней после ее предварительной оплаты и приемки комплекта заявительных документов в полном объеме.

Срок проверки комплектности заявления и документации составляет 7 календарных дней со дня их регистрации.

Срок оплаты проведения государственной экологической экспертизы составляет 30 календарных дней со дня получения заявителем соответствующего уведомления.

Срок направления уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги составляет не более 7 рабочих дней с момента наступления соответствующего основания.

В приложении приведена форма заявления о предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Настоящий Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу Приказа Минприроды от 6 мая 2014 г. N 204, которым утвержден Административный регламент, регулирующий аналогичные правоотношения.


Источник: КонсультантПлюс.

Президент поручил проверить соблюдение природоохранного законодательства.

Перечень поручений по результатам проверки исполнения положений законодательства об обращении с отходами производства и потребления, отнесенными к III классу опасности

1. Правительству Российской Федерации в целях формирования и реализации экологически эффективной промышленной политики:

а) рассмотреть на заседании вопрос о выполнении Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Минаматской конвенции по ртути, в том числе в части, касающейся перемещения и утилизации опасных отходов и внедрения малоотходных технологий в целях снижения вреда, причиняемого здоровью человека и окружающей среде.

Доклад ? до 1 ноября 2020 г.;

б) по итогам заседания, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, и с учетом ранее данных поручений принять меры, направленные:

на установление значений целевых показателей ресурсосбережения и энергетической эффективности при подготовке отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в целях сокращения потребления природных ресурсов и повышения уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

на формирование механизмов стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к достижению значений указанных целевых показателей, в том числе в рамках института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки;

на включение в паспорт отходов производства и потребления сведений о доле полезных компонентов в их составе и описания этих компонентов в целях вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также описания опасных для здоровья человека и окружающей среды свойств таких отходов, на внесение соответствующих сведений в государственный кадастр отходов производства и потребления;

на гармонизацию систем классификации отходов производства и потребления, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом оценки опасных свойств таких отходов;

на создание экотехнопарков, предназначенных для производства товаров (продукции) с применением отходов производства и потребления, в том числе на базе имеющихся объектов промышленной инфраструктуры.

Срок ? 1 февраля 2021 г.

Ответственный: Мишустин М.В.

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) провести проверку соблюдения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о вовлечении отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

б) при участии ФСБ России и МВД России провести проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий), требований законодательства Российской Федерации:

о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I?IV классов опасности, а также об использовании заявленных технологий и оборудования;

об обращении с отходами производства и потребления в части, касающейся соблюдения порядка ведения учета и отчетности в данной сфере;

в) при необходимости представить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Срок ? 1 февраля 2021 г.

Ответственный: Краснов И.В.

Источник: kremlin.ru

Определены перечень и значения технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1430 «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов»

Технологические показатели устанавливаются отдельно для очистных сооружений, предназначенных для очистки смешанных (городских) сточных вод, и для очистных сооружений, предназначенных для очистки поверхностных сточных вод, с учетом мощности очистных сооружений, категории которых по мощности определяются согласно приложению к Постановлению (от сверхкрупных до сверхмалых), а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Технологические показатели устанавливаются в виде среднегодовых значений концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты.

Источник: КонсультантПлюс

ПОДЕЛИТСЯ
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •