ЭКО-Архитектура

Amager Bakke: мусоросжигательный завод и ТЭЦ с лыжными трассами на крыше

Здание, возвышающееся над промышленным ландшафтом сквозь дымку, способно ежегодно перерабатывать 440 тыс. тонн мусора в чистую энергию. Не менее удивительное оно и с эстетической точки зрения: дизайнеры решили создать фасад, который органично бы вписывался в местный пейзаж и сочетал сразу несколько функций – и у них это получилось.

В прошлом году по заказу правительства Копенгагена датское архитектурное бюро Бьярке Ингельса BIG спроектировало уникальный мусоросжигательный завод и электростанцию, работающую на отходах. Проект получил название Amager Bakke и представляет собой футуристическое строение с сухой лыжной трассой и парком на крыше.

Горные лыжи в равнинном Копенгагене

На крыше завода распложена сухая лыжная трасса – склон, который имитирует характерные свойства горнолыжного. Здесь жители и гости города могут заниматься горнолыжным спортом круглый год.

К трассам можно попасть на лифте, который прилегает к дымовой трубе. Одна из его стен выполнена из стекла: сквозь нее видно все, что происходит внутри электростанции.

Геометрия крыши позволяет разместить тут три спуска с разными уровнями сложности, благодаря чему трассой могут пользоваться как новички, так и профессионалы.

Пышный сад на крыше

Помимо лыжной трассы, на крыше здания разместился бар, смотровая площадка, зона для занятий кроссфитом, пешеходная и беговая тропа длиной 490 метров – и все это в окружении буйной зелени.

Проект озеленения, разработанный бюро SLA Architects, призван создать место, где жизнь бьет ключом: прогуливаются люди, цветут пышные клумбы, вокруг них роятся пчелы, а на деревьях гнездятся птицы. При этом поверхность электростанции должна поглощать тепло и вредные частицы воздуха, минимизировать ливневые стоки.

Функциональный фасад

Здание «обернуто» в полотно из установленных друг на друга алюминиевых блоков. Отверстия между ними пропускают солнечный свет внутрь станции и в административные пространства. Сами блоки выступают также в роли кадок, в которых можно будет высадить разные растения. На одной из стен оборудована 85-метровая зона для скалолазания.

Кольца дыма

Бюро BIG проводило отдельную краудфандинговую кампанию на сайте Kickstarter, чтобы собрать деньги на разработку трубы, выпускающей не просто дым, а пар в виде колец диаметром 25 метров и высотой три метра. Для создания прототипа команда работала с Космической лабораторией Питера Мэдсена и Датским техническим университетом.

Таким образом, первый в мире генератор пара в виде колец выпускает по кольцу на каждую тонну углекислого газа, произведенную электростанцией.


 

Грады стараться

Депутаты Госдумы меняют содержание и механизм принятия основных документов развития городов

Генпланы развития городов ждут революционные изменения: в них появятся территории с неопределённым функционалом (в настоящее время они могут быть, например, жилыми или промышленными), а сами градостроительные документы могут приниматься вообще без карт размещения городских объектов. Об этом говорится в поправках к Градостроительному кодексу РФ, единогласно принятых депутатами Государственной Думы. Более того, генпланы и связанные с ними правила землепользования и застройки смогут принимать не только местные депутаты, но и администрации. Эксперты считают, что в случае принятия поправок Минстрой России потеряет контроль над застройкой городов, а в самих мегаполисах начнётся градостроительный хаос и усилятся конфликты вокруг строек.

Поправки к Градостроительному кодексу РФ об упрощении процедуры подготовки и согласования документов территориального планирования внесены в Госдуму Правительством России в феврале 2020 года. Первоначально речь шла о схемах территориального планирования, однако ко второму чтению появились нормы, значительно меняющие наполнение генпланов городов и механизм их принятия.

В частности, у регионов фактически появилось право упрощать и выхолащивать генпланы. Так, в статье 23 Градкодекса предложено добавить часть. 9, которая позволяет в плане развития города закреплять территории без функционального зонирования (этот параметр определяет, например, разрешается ли на этой территории жилое или промышленное строительство, или же это парковая зона). В поправках говорится и о том, что генпланы вообще могут не содержать «карту планируемого размещения объектов»: её разрешается утвердить после, причём сделать это местные администрации смогут в порядке, который чиновники сами и определят.

Известно, что в генплане и связанных с ним правилах землепользования и застройки закладываются долгосрочные параметры развития городов. Так, генплан развития Москвы до 2025 года предусматривал деление столицы на зону «стабилизации» и «реорганизации», строительство 81-го миллиона квадратных метров жилья и 60-ти небоскрёбов и удвоение протяжённости линий метрополитена. Утверждение документа в 2009 году проходило со скандалами и жалобами жителей в основном на точечную застройку: поступило 70 тысяч замечаний, из которых власти учли 30 тысяч

Столичный генплан принимала Мосгордума, но в этот механизм предлагается внести правки. Так, в статье 31 ГрК РФ, где говорится, что правила землепользования и застройки утверждают представительные органы местного самоуправления, предлагается добавить возможность одобрения такого документа и «местной администрацией, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации».

В конце 2018 года Президент России Владимир Путин поручал Правительству РФ к марту 2019 года подготовить предложения, предусматривающие переход в градостроительной политике от генпланов крупных городов к иным документам – определяющим стратегические направления развития мегаполисов. В Минстрое сказали, что вопрос находится в ведении Минэкономразвития. В этом ведомстве сообщили, что законопроект наделяет субъекты Российской Федерации «правом уточнения состава и содержания генпланов… с учётом социально-демографического состава и плотности населения». В Минэкономразвития добавили, что его принятие позволит «в полной мере обеспечить выполнение поставленной Президентом РФ задачи сокращения сроков подготовки строительства».

«Во всём мире» генпланы развития городов принимают представительные органы, а не администрации, напоминает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. Она видит в поправках противоречие статье 130 Конституции РФ: «В ней говорится, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельно решение населением вопросов местного значения. А генплан – базовый документ, определяющий самый главный вопрос местного значения – долгосрочное развитие территории города. Получается, что мы переносим базовое решение по развитию городской среды с представительного органа на администратора, резко снижая возможности участия граждан в этом процессе».

«По идее в генплане должны быть две составляющих – концепции развития города и правила конкретных территорий, – рассуждает профессор Высшей школы урбанистики Григорий Ревзин.

Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин обращает внимание, что поправки ко второму чтению вносились в «режиме конспирации». «Задача перед Госдумой, видимо, стоит в устранении любых препятствий для крупных застройщиков», – предполагает господин Митрохин, который оспаривал генплан развития Москвы до 2025 года в ряде инстанций, включая Европейский суд по правам человека. В пример депутат приводит функциональные зоны: «Даже если они изначально установлены чиновниками произвольно, они всё равно принимают форму закона, который сложно менять. Для этого нужно проводить публичные слушания. Сейчас же разрешают вообще зоны не устанавливать. Ну, давайте Градостроительный кодекс отменим и напишем: стройте что хотите». Господин Ревзин называет функциональное зонирование «позавчерашним днём в градостроительстве», но признаёт, что для разрешения строительства «многие зарабатывали на схеме перевода земли из одной функциональной зоны в другую».

Татьяна Полиди считает, что принятие поправок приведёт лишь к росту градостроительных конфликтов и коррупции: «Инициатива не соответствует основам рыночной экономики. И так процветает точечная застройка, а мы теперь легализуем возможность произвольных, не обоснованных перед сообществом горожан решений». Акционер девелоперской компании «Эра» Роман Соркин уверен, что законопроект спровоцирует «хаотичную застройку городов».

Григорий Ревзин отмечает, что ранее генпланы малых российских городов готовились централизованно, а поправки «отменяют центральные инстанции», ослабляя позиции Минстроя: «Центр теряет часть власти».

Источник: «Коммерсантъ»

ПОДЕЛИТСЯ
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •